Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ (СЕТЕВОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (СУМК) ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ)

Сенцов В.Г. 1 Богданов С.И. 1 Чемезов С.А. 1 Bukhanova N.V. 2 Зобнин Ю.В. 3
1 Уральская государственная медицинская академия
2 The University of Alberta
3 Иркутский государственный медицинский университет

Повышение квалификации врачей токсикологов для ЛПУ Уральского федерального округа сегодня лимитировано действующей нормативной базой, согласно которой каждый медицинский специалист обязан повышать свою квалификацию не менее одного раза в пять лет.

При этом традиционной формой повышения компетенции врачей-токсикологов УрФО являются организованные стационарно циклы первичной переподготовки, общего усовершенствования и тематического усовершенствования (ПП, ОУ, ТУ), с организованными на базовой кафедре лекционными, семинарскими и практическими занятиями. Реже проводятся выездные циклы преподавателей факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки (ФПК и ПП) для обучения специалистов. Однако традиционная форма повышения профессиональной компетенции врача имеет ряд недостатков. В частности, необходимость отрыва от производства, финансовые траты на проезд и проживание, в ряде случаев, отсутствие жестких уровней контроля знаний «на входе» и «выходе» при обучении, при отсутствии на кафедре компьютерного класса.

Альтернативой традиционным методикам дополнительного образования врачей является дистанционный метод обучения (ДО). Мировой опыт свидетельствует, что ряд стран внедряют систему непрерывного профессионального развития, при которой медицинские работники постоянно осваивают новый теоретический материал, в том числе с применением дистанционных технологий, зачастую с частичным отрывом от практической деятельности.

Опыт, накопленный зарубежными медицинскими вузами, показал, что последипломное медицинское образование с использованием сети Интернет обеспечивает высокую эффективность обучения курсантов.

Различные варианты и элементы дистанционных обучающих технологий в медицинских вузах стало возможным реализовать на основании совместного приказ Минздрава РФ, РАМН от 27.08.2001 № 344/76 «Об утверждении концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации», предусматривающего разработку «Временного положения по организации дистанционного повышения квалификации врачей», далее Приказа Минобрнауки России № 137 от 6 мая 2005 г «Об использовании дистанционных образовательных технологий». В настоящее время дистанционное образование в Российской Федерации разрешено следующими законодательными документами: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 10.01.2003 № 11-ФЗ.

В УГМА, в 2012 кафедрой токсикологии на основе программного комплекса электронного обучения «CIXSOFT» разработан сетевой учебно-методический комплекс (СУМК) цикла тематического усовершенствования (144 ч) «Диагностика и лечение острых отравлений» на основе дистанционной технологии для врачей-токсикологов, анестезиологов-реаниматологов, врачей специализированных реанимационных бригад СМП, психиатров-наркологов ПИТ, терапевтов и врачей приемных покоев.

Основные разработчики учебной программы – заведующий кафедрой токсикологии УГМА, д.м.н., профессор В.Г. Сенцов и ассистент кафедры, д.м.н. С.И. Богданов, получили свидетельство о регистрации электронного ресурса в Государственной академии наук Российской академии образования № 18960 от 26.02.2013 г. как отвечающее требованием новизны и приоритетности

СУМК «Диагностика и лечение острых отравлений» размещен на сайте дистанционного обучения УГМА http://do.teleclinica.ru и имеет модульное строение.

Типовой модуль СУМК «Диагностика и лечение острых отравлений» включает лекцию по одной из 30 тем, предусмотренных учебным планом, тестовый блок, включающий обучающие тесты и экзаменационные тесты, ситуационные задачи. Лекция по каждой из запланированных тем включает следующие разделы: определение патологии, эпидемиологию, патогенез, классификацию, клинику, методы диагностики (жалобы, анамнез, лабораторные, инструментальные и другие методы), лечение, тактику ведения, осложнения и прогноз. Лекции СУМК, благодаря возможностям программного обеспечении, снабжены обширным иллюстративным материалом: таблицами, рисунками, схемами, алгоритмами диагностики и лечения, фотографиями и пр. Все это позволяет курсантам в наглядной форме усваивать теоретический материал. Система гиперссылок и дерево каталога СУМК позволяет курсанту переходить с одного модуля на другой, не только последовательно, а и с опережением, что позволяет индивидуализировать процесс обучения, самостоятельно регулировать сроки изучения модуля. В целом, курс содержит систему контроля знаний курсантов включающую входной контроль знаний, тестовый контроль по теме и по разделу, итоговый контроль. Данные тестирования фиксируются в «электронной» зачетке, видимой курсантам, преподавателю и куратору цикла. Модульная система обучения не дает возможности образования «пробелов» в усвоении курса – за каждый пройденный раздел курсант отчитывается перед преподавателем и только после этого может продвигаться дальше, контроль приобретаемых знаний может быть очень детальным и постоянным.

Практической частью работы курсантов при работе на сайте, является решение ситуационных задач. Каждая задача содержит описание конкретного случая из практики с освещением жалоб, анамнеза, данных объективного обследования, данных лабораторного и инструментального обследования. От курсанта, при решении ситуационной задачи требуется обоснование диагноза, тактики лечения с обоснованием выбора препарата и его дозы, рекомендации по ведению. По-существу, данная работа является своеобразным телеконсультированием со стороны преподавателя, при котором возможности программного обеспечения позволяют обсуждать вопросы обоснования диагноза, выбор тактики лечения и пр.

Ряд лекций цикла, для создания привычной методики «живого общения» читается преподавателями УГМА с использованием видео-конференц связи.

Обучение врачей токсикологов с использованием ДО в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) доступно не только для врачей Уральского региона, но и проживающих в любом регионе России или стран СНГ, желающих обучаться в УГМА. СУМК «Диагностика и лечение острых отравлений» предназначен для врачей, не желающих останавливаться в своем карьерном росте, стремящихся к обновлению профессиональных знаний и совершенствованию навыков, имея свободный график построения занятий без отрыва от производства, по месту жительства. Дистанционная форма экономически эффективна и для учреждений здравоохранения, т.к. позволяет более полно удовлетворить потребности практического здравоохранения в образовательных услугах как России, так стран СНГ (в частности Узбекистана).

СУМК «Диагностика и лечение острых отравлений» с успехом была использована при обучении врачей токсикологов и анестезиологов-реаниматологов г. Перми (апрель-июнь 2013 г.) и г. Иркутска (апрель-июнь 2014 г.).

Таким образом, именно ДО может стать реальным фактором конкурентной среды в современном медицинском последипломном образовании, использующем традиционные формы образования.


Библиографическая ссылка

Сенцов В.Г., Богданов С.И., Чемезов С.А., Bukhanova N.V., Зобнин Ю.В. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ (СЕТЕВОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (СУМК) ЦИКЛА ТЕМАТИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 120-121;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6261 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674