Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИЗАЙН КАК ПРОЕКТНОЕ СРЕДОТОЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОМФОРТНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПОДХОДА К СРЕДОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Горбунов И.В. 1 Ткалич С.К. 2
1 Новый Гуманитарный институт
2 МГГУ имени М.А. Шолохова
Под воздействием социальных преобразований, происходящих в человеческом сообществе, изменяется сущность личностных качеств индивидуума, взгляды на жизнь, его потребности. А поскольку человек и окружающая его среда находятся в постоянном взаимодействии, то, соответственно, меняются характер и свойства этого взаимодействия. В качестве примера нового направления в дизайне рассматривается экологическая роль природного наследия в проектировании искусственной среды.
Метод средового проектирования
экологическая роль природы
элементы воздействия в лаборатории дизайнера
рецепторы внешние и внутренние
цветовая структура природной среды
факторы воздействия на человека
1. Воронов Н.Н. Российский дизайн. В 2 т. – М., 2001.
2. Горбунов И.В. Статья «Специфические особенности подготовки специалиста-дизайнера» Материалы международной научно-практической конференции НГИ 2010.
3. Ткалич С.К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции. В 2-х частях: Учебное пособие: в 2-х ч. Гриф УМО МГХПУ им. С.Г. Строганова. – М., 2007. – 190 с.
4. Смирнов А.С. Нейродизайн как научно-практическое направление в условиях меняющегося мира. – М.; РАЕН. Апрель, 2013.

В Департаменте стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития РФ разработана концепция. Она преследует несколько целей. Первая – содействие использованию дизайна в градостроительстве и социальной сфере, и, как следствие, повышение качества жизни населения; вторая – содействие использованию дизайна в промышленности и повышение конкурентоспособности отечественной продукции; третья – содействие развитию самого дизайна как отрасли экономики.

Интерес к проблемам дизайна участники рынка дизайнерских услуг считают важным событием – в мировой практике именно поддержка государством промышленного дизайна позволила производителям продукции значительно увеличить свою конкурентоспособность на рынках. Кроме того, на Западе дизайн сегодня становится главным инструментом в проектировании поведения человека (нейродизайн) и моделировании его потребительских предпочтений. Поиск новых методов воздействия на человека-покупателя может быть поверхностным, философски-теоретическим, но может затронуть и новые источники лабораторного инструментария дизайнера.

Когда-то в далеком прошлом древние люди жили в относительной гармонии с миром природы, которая «делилась» с ними своими тайнами. Человек, наблюдая, учился у нее, изучая особенности строения биоформ, как функциональных организмов, закономерности формообразования в природе, пластику живых организмов и использовал эти знания для создания средового пространства своего жилища, деятельности, комфортного отдыха. Как пространственная, так и предметная среда создавались соразмерными человеческим потребностям, позволяющим выполнять необходимые жизненные функции.

Природные мотивы входили в быт и творчество людей в виде украшений наличников окон, расписных прялок, различного вида поделок из камня, дерева, глины, изделий из ткани, стекла.

В целом, как природная среда, так и среда, созданная человеком с учетом эстетической культуры, взятой у самой природы, оказывали благотворное влияние на него, формировали его мировоззрение, личностные качества, укрепляли его психику, физиологическое состояние. Все было органично: – природа, человек, душа.

Но все меняется в этом мире: социальные организации человеческого сообщества, условия жизни разных социальных слоев людей. Сложилась ситуация, при которой все большая часть населения оседает в городах, и человек все больше удаляется от окружающей его природной среды, погружаясь в атмосферу искусственного, созданного им предметно-пространственного окружения.

В мегаполисе, где все управляется машинами, и управляемо дистанционно с помощью машин, со временем природа постепенно утрачивает свою познавательно-воспитательную значимость для людей. Она стала все больше выполнять лишь декоративную функцию при оформлении городских пространств и интерьеров. Сегодня искусственные диковинные растения в кадках украшают самые дорогие места отдыха. Люди не знают истинного запах цветов и фруктов – все заменили искусственные ароматизаторы. Общение с естественной, живой природой становится уже роскошью. Например, для человека, живущего в мегаполисе, существует проблема добраться до настоящей природы, где нет криков и топота, музыкальной какафонии и затянутого асфальтом многометрового квадрата земли для стоянки машин, откуда насыщенный вредными смолами воздух молча «оккупирует» все пространство для отдыха.

С природой надо бывать наедине, чтобы увидеть и услышать её тайны. А ведь природа – это огромная лаборатория, открытая для людей, в которой происходит бесчисленное количество бесконечно протекающих процессов – экспериментов.

Эволюционный процесс развития жизни на Земле и, в том числе человеческой цивилизации, протекающий по определенным законам мироздания, накопил ценнейший опыт в создании механизмов, обеспечивающих оптимальные условия для существования и деятельности человеческого сообщества. Растительный мир, мир животных и насекомых, различные природные явления и катаклизмы дают людям обширный материал для всевозможного вида исследований, результаты которых человечество может использовать при решении многих технических и гуманитарных проблем.

Природа не терпит прямых линий – каждая линия имеет свою пластику. Цветовая гармония, пластическое совершенство природных форм возбуждают генетическую эстетику человека, позитивно влияя на формирование его душевных качеств. Например, применительно к бионике в архитектуре известный австрийский архитектор, философ Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как место, где раскрывается смысл человеческого бытия».

Каждое явление природы, каждый ее объект имеют не только цвет и форму, но и неисчислимое количество свойств. Увидеть, почувствовать, познать это многообразие свойств на основе интуиции, профессионального опыта даст возможность человеку выйти за пределы времени и пространства, лучше познать себя и окружающий его космос.

Так, в поэме Н.А. Заболоцкого «Деревья цветок раскрывает многогранность своих видимых и невидимых свойств:

– Кто вы, кивающие маленькой головкой, играете с жуком и божией коровкой?

Голоса

– Я листьев солнечная сила.

– Желудок я цветка.

– Я пестика паникадило.

– Я тонкий стебелек смиренного левкоя.

– Я корешок судьбы.

– А я лопух покоя.

– Все вместе мы – изображение цветка, его росток и направленье завитка.

Наблюдая и анализируя подсказанные природой механизмы формообразования, устройства и развития ее объектов, а также колористические закономерности формирования цветовой структуры природной среды, дизайнер получает возможность использовать эти принципы при разработке предметно-пространственной среды обитания человека, расширить диапазон своих профессиональных средств. В этой связи добавим, что формирование цветовой системы в дизайне очень слабо разработано в программах российского дизайна. Педагоги используют цвета живописи. Но дизайн имеет свое право голоса в цветовых решениях, так как дизайнеры работают с материальными конструктами. Например, только дерево и его производные могут иметь свой цветовой альбом, где будет многоцветие основных цветов и второстепенных оттенков.

Тезис 1: «Поиск оптимальных решений задач средового дизайна в природных биологических системах может быть основным направлением в работе дизайнера над проектом».

Как любое явление, так и предметно – пространственная среда имеет неисчислимое множество значений, культурных функций. Дизайнеру необходимовыразить это многообразие внутренних свойств объектов в своем произведении, интуитивно улавливая скрытые процессы, происходящие в среде, в соответствии со своей профессиональной эрудицией, собственным мировоззрением и культурой.

Как уже отмечалось, энергетика как пространственной, так и предметной среды способна оказывать психологическое воздействие на человека, который реагирует на ее свойства с помощью определенных физиологических рецепторов. Эти рецепторы подразделяются на:

– внешние(дистантные) – зрительные, слуховые, обонятельные, сенсорные, возникающие в воображении на основе памяти, которые воспринимают информацию на расстоянии;

– внутренние – ассоциации, эмоции, сенсорные, возникающие в воображении на основе памяти, чувство мышечного тонуса.

Сама же среда или пробуждает возвышенные чувства, или, наоборот, угнетает, или инициирует активность к деятельности, или утомляет. Она может формировать чувство собственного достоинства или уничтожить личностное начало, вызвать положительные эмоции или создать состояние дискомфорта, способствовать воспитанию эстетического вкуса, в тоже время, влиять на обратный процесс.

Используем известную в бытовом общении терминологию и назовём следующие понятия: экспрессивное впечатление, применяемое в дизайне костюма; впечатление однообразия, отмечаемое многими зрителями; впечатление дискомфорта в конкретной средовом пространстве. Несомненно, что дизайнер-профессионал должен понимать истоки происхождения вышеназванных впечатлений людей, вызванных увиденным «объектом дизайна». В этой связи мы обращаем внимание студентов на новый понятийный конструкт осмысления взаимодействия «объект дизайна – потребитель или зритель». Дизайн средовых объектов предусматривает широкий охват взаимоотношений человека с природой, предметно-пространственным и социально-культурным окружением.

Тезис 2. Сегодня актуально поставить перед студентами задачу подготовки семинара по теме: «Дизайн как проектное средоточие нейроэлементов, воспринимаемых человеком при визуальном контакте с арт–объектом».

Экологическая роль природы в создании нейроэффектов искусственной среды. Особенность морфологии средовых объектов заключается в единстве внутренних и внешних пространств. Среда жизнедеятельности формируется с помощью самых различных предметно-пространственных структур, передающих в полной мере всю гамму эстетических соотношений человека и окружающего мира.

Различные формы среды различаются целой гаммой условий и факторов проектирования: они по-разному воспринимаются зрителем, по-разному связаны с природой, различаются не только функциями, но и ролью функции в формообразовании объекта.

Именно художник – дизайнер, обладая творческой интуицией и нетрадиционным комбинаторным мышлением, при условии духовной и профессиональной подготовленности, способен всегда предвосхищать истинные потребности каждого конкретного человека при проектировании пространства его обитания. Созданное им пространство среды будет обладать культурными полномочиями и воспитательными возможностями, а также будет образным, содержательным, позитивно контактным к человеку, соответствовать многообразию его жизни, культурным ценностям данной эпохи и данного региона.

В заключение следует подчеркнуть, что на смену устоявшимся определениям по восприятию дизайн-объектов пришли новые формулировки, раскрывающие нейро-связи между объектом дизайна и зрителем/покупателем. И в этой парадигме исследований необходимо, как и прежде, обратиться к многообразию природного наследия, где дизайнер может найти все составляющие художественного проектирования.


Библиографическая ссылка

Горбунов И.В., Ткалич С.К. ДИЗАЙН КАК ПРОЕКТНОЕ СРЕДОТОЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОМФОРТНОЕ САМОЧУВСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА: К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПОДХОДА К СРЕДОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 28-30;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6267 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674