Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

О НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ШКОЛ)

Орлова Е.Н. 1
1 Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО Сочи-Магдебург)
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности // Вопросы образования, 2008. – №1. – С. 65–86.
2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
3. Будущетворение (грядущее образование) / А.И. Субетто, И.И. Колисник, В.Б. Самсонов, И.В. Сергеева и др. / Под ред. И.И. Колисник; [Кн. 2]. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 223 с. – (Серия «Синергия науки и образования»).
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. (Принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации). [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл /2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения: 15.10.2014).
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р). [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 15.10.2014).
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 15.10.2014).
7. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст]: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 9, [1] с.
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.10.2014).

Обосновывается необходимость строительства новой образовательной организации (школы) для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики. Ключевой тезис: особенность текущего момента социокультурных изменений состоит в том, что завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не поспевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека. Исчерпанность проекта «Просвещение» в странах, завершивших индустриализацию, проявилась в образовании как многогранный кризис. Описываются наиболее радикальные среди изменений в образовательных организациях. Особо выделяется функция формирования людей нового техно-промышленного уклада. Подчеркивается синтез, лежащий в основе новой модели развития образовательных организаций: инновационной методической работы, новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, профессионального развития учителей. Подчеркивается, что реализация новой модели развития образовательных организаций (школ) – это по сути радикальный практико-ориентированный инновационный проект. Описывается структура стратегии развития муниципальных систем образования, образовательных организаций (школ).

Глубокоуважаемые коллеги! Международная научная конференция «Актуальные проблемы науки и образования» является чрезвычайно актуальной так как изменения в мире происходят с фантастической скоростью – то, что раньше занимало века, сейчас происходит за годы. Информационные технологии, биоинженерия, наноэлектроника все это воплощено в различных технологических «чудесах» по меркам прошлого.

Мир стремительно ускоряется и усложняется. И даже более того – мир стремительно видоизменяется. Существующие технологии, равно как и методы решения задач встающих перед государством, бизнесом и образованием оказываются недостаточно эффективными, а иногда и просто уже не подходящими.

Сегодня внимание самого широкого круга заинтересованных лиц и органов управления, в том числе Европейского научно-промышленного консорциума, Российской академии естествознания (РАЕ), Европейской Академии Естествознания (Великобритания), Евроазиатской научно-промышленной палаты вновь сосредоточено на возможных путях преобразования системы образования в соответствии с требованиями ЮНЕСКО (UNESCO), различных нормативных и правовых актов, в том числе Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [4].

Мы осознали необходимость строительства новой образовательной организации (школы) для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики; отраженной в следующих ключевых документах:

• Национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа» [6];

• проекте «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» [7];

• «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» [5];

• в других источниках:

• в докладах экспертов в области развития образования;

• в сериях книг: «Теория и практика образования», «Библиотека развития образования», «Образование: мировой бестселлер»;

• в ключевых источниках в области стратегического и проектного менеджмента;

• в журнальных публикациях ведущих специалистов в области развития образования.

Особенность текущего момента социокультурных изменений состоит в том, что завершается 400-летняя эпоха «образования по Яну Амосу Коменскому». Прежняя система образования уже не поспевает за новыми запросами промышленности, науки, искусства, личностными практиками духовного развития человека.

Исчерпанность проекта «Просвещение» в странах, завершивших индустриализацию, проявилась в образовании как многогранный кризис, включающий:

• разрушение антропологической рамки – идеала человека, определяющего смысл, цели образования:

• перестал быть притягательным идеал «человека знающего»;

• утратил силу императив «учить всех всему», характерный для Просвещения;

• пошатнулось убеждение в возвышающей человека силе образования;

• знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю цивилизацией; современные информационные среды (СМИ, Интернет) предоставляют быстрый, легкий доступ к знаниям, которые воспринимаются массовым потребителем как нечто «простое, дешевое и доступное»;

• образование перестало выполнять функцию социального лифта; для молодежи развитых стран более важны, как средства социального продвижения, включенность в сети корпоративных и родовых связей, в различные сообщества, а также личные достижения;

В результате действия перечисленных факторов:

• резко снизилась мотивация учащихся (студентов) к образованию, реализуемому в его традиционных институтах и форматах, с традиционным содержанием;

• произошла существенная деформация профессии преподавателя (учителя): профессиональная позиция Мастера и Учителя заменяется позицией технического специалиста по «обработке потока обучаемых», задача которого – «подать информацию» и получить обратную связь от учащихся (студентов) через формализованные контрольные процедуры;

• многие образовательные учреждения, в том числе ВУЗы, колледжи утратили позиции «локомотивов» социально-экономического развития и превратились в «фабрики дипломов»;

• характерный для университетов прошлого дух поиска и независимости заменяется консерватизмом преподавателей (учителей) и «образовательной бюрократии»;

• формирование (развитие) взглядов на новую образовательную парадигму на базе постнеклассической методологии когнитивной деятельности активизируется достаточно медленно [1].

В этот переломный момент чрезвычайно важно не следовать инерции прошлого, но вводить совершенно новые принципы образования. Такие, которые были бы соразмерны масштабным изменениям социокультурного и техно-промышленного уклада, ожидаемым через двадцать и более лет.

Косметические изменения советского образования или механическое заимствование западных образцов, суть одно и то же, с точки зрения инерции прошлого. Необходимо создавать будущее на очередные 400–500 лет вперед, отталкиваясь от понимания базовых принципов системы Коменского и их несоответствия современным условиям.

Школу Яна Амоса Коменского с ее вседосматривающим контролем модернизировать бессмысленно. Ей должна быть противопоставлена кардинально другая парадигма – переход от «трансляционной» педагогики к «деятельностной».

Наиболее радикальными среди изменений в образовательных организациях с точки зрения экспертов [2], являются:

• ориентация на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования – «Компетентность»;

• разворачивание видов деятельности, коммуникаций, характерных для экономики знаний; формирование исследовательских, проектных, управленческих компетенций обучающихся – «Каркас когнитивного общества»;

• реализация нового поколения стандартов образования (ФГОС), которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства – «Баланс интересов»;

• повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально-экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха – «Рост статуса»;

• предоставление потребителям разнообразных «продуктов» в соответствии с рыночным спросом – образовательных программ, прикладных разработок и другое – «Супермаркет»;

• формирование человеческого потенциала инновационной экономики, «инновационного человека» – «Образовательная организация инноваторов и предпринимателей»;

• повышение индивидуальной конкурентоспособности, успешности, адаптивности человека – «Образовательная организация успеха» («Школа успеха»);

• разработка и реализация социальных и гуманитарных инноваций – «Гуманитарное конструкторское бюро» [2].

В основе новой модели развития образовательных организаций лежит синтез: инновационной методической работы, новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, профессионального развития учителей.

Особо мы выделяем функцию формирования людей нового техно-промышленного уклада [3].

Она связана с целым рядом других функций:

• с включением учащихся в процессы обновления знаний;

• с формированием у учащихся соответствующих способностей и компетентностей;

• с обеспечением самоопределения учащихся к перспективным типам занятости;

• с институциональной конвергенцией процессов развития образования, науки и промышленности.

Важны также:

• функция проектно-социального и коммуникативного общественного действия;

• функция формирования способности к диалогу;

• функция организации жизненного самоопределения;

• функция формирования российской идентичности;

• функция воспитания ответственности за собственное здоровье и освоение на протяжении всей жизни возрастных практик оздоровления;

• функция включения учащихся в экологические практики.

Переход к новой модели развития образовательных организаций (школ) – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления учителей об учебной работе в образовательной организации (школе).

Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без:

• формирования у каждого члена педагогических коллективов общего для всех нового видения образовательной организации (школы);

• тщательного планирования процесса изменений;

• систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь.

По сути дела, это радикальный практико-ориентированный инновационный проект, который включает в себя:

• интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательной организации (школы);

• их взаимоувязанное внедрение, освоение и использование;

• проверку доказательной результативности полученной модели.

Этот проект требует поддержки всех членов местного сообщества:

• родителей;

• политиков;

• учителей;

• управленцев;

• а также активного вовлечения в него самих учащихся.

Центральной идеей данного проекта является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения «на всем протяжении его жизни».

Идейная доминанта проекта: целью проекта выступает развитие личности.

Задача заключается в том, чтобы описать образовательную организацию (школу) нового поколения как школу, задающую другую философию, а, значит, принципиально новый формат и принципиально новую сумму образовательных ориентиров по отношению к образовательной организации (школе) существующего типа.

А это значит, что необходимо предельно внятно описать те образовательные приоритеты, которые лежат в основании всей деятельности этой образовательной организации (школы), и наличие которых позволяет говорить о том, что мы имеем дело с действительно новым поколением образовательной организации (школы) как исторически развивающейся реальности – в том смысле, в каком мы говорим о появлении «нового поколения» компьютерной или любой другой техники.

Вместе с тем, образовательная организация (школа) нового поколения – это:

• образовательная организация (школа), которую нельзя «сочинить» как некую педагогическую утопию;

• образовательная организация (школа), которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих образовательных организаций (школ) и в инновационной деятельности наиболее талантливых учителей;

• образовательная организация (школа), которая реально формировалась на протяжении последних двадцати лет в деятельности самых разных учителей,

Задача заключается в том, чтобы:

• распознать и поддержать уже существующие ростки этой образовательной организации (школы) нового поколения;

• на этом основании создать организационные условия для того, чтобы образовательная организация (школа) нового поколения:

• стала более отчетливым фактом российской образовательной жизни;

• чтобы наметки и предположения этой образовательной организации (школы) реализовались в формате некоего организационно оформленного целого;

• стали основой создания некоторых системных прецедентов такого рода образовательной организации (школы);

• в конечном итоге, основой для возникновения принципиально нового школьного мироустройства и миропорядка.

По сути дела речь идет о смене образовательной парадигмы:

• о смене той суммы скрытых «правил игры», на которых строится практика современных образовательных организаций (школ);

• о смене суммы ее базовых ценностей и ориентиров,

• и на этом основании о смене суммы тех видов деятельности, из которых сплетается ткань ее образовательной повседневности.

Тем самым ставится вопрос:

• о смене представлений о нормах образовательной эффективности;

• о выработке принципиально новых ориентиров и измерительных процедур, позволяющих вести речь об образовательной эффективности.

Но самое главное – это определение тех принципиальных образовательных приоритетов, тех образовательных акцентов, наличие и реализация которых позволяет говорить о том, что мы на самом деле имеем дело со школой нового поколения.

Таким образом, система образования подходит к порогу, за которым смена модели работы школы становится и возможной, и желательной.

Сегодняшним школьникам предстоит:

• работать по профессиям, которых пока нет;

• использовать технологии, которые еще не созданы;

• решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в наступающем десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.


Библиографическая ссылка

Орлова Е.Н. О НОВОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ШКОЛ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 12. – С. 44-47;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6276 (дата обращения: 21.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074