Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИЯ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Паршикова М.А.
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России, статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Так, согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читает. Идет процесс падения уровня читательской культуры во многих социальных группах детей и подростков.

Перед учителем ставится очень важная задача - привить интерес учащихся к чтению, научить их «читать».

В данной работе мы попытаемся найти наиболее успешные способы организации познавательной деятельности учащихся на основе смыслового чтения. Для начала рассмотрим такие понятия, как «познавательная деятельность» и «смысловое чтение».

Познавательная деятельность, как и любая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Базовым мотивом, побуждающим человека познавать окружающий мир, является потребность в исследовании внешней среды,

На основе которой в дальнейшем формируется сложная система познавательных мотивов. Целью познавательной деятельности является приобретение информации о неизвестном для того, чтобы установить его связь с известным и найти новые приемы и средства для выхода из проблемной ситуации. Содержание познавательной деятельности определяется теми знаниями, которые приобретает человек в процессе познания.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей методист, лингвист С.К.Фоломкина выделяет чтение поисковопросмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Нас же в данной работе интересует именно изучающее (смысловое) чтение.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Ребенок сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда он владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения. Наиболее эффективен проблемнопоисковый способ и его составляющие: дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.

Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, ее обсуждение.

Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов, актуальных для данной аудитории и органично вытекающих из обсуждаемой книги. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Хотя вопросы к обсуждению текста обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Учитель обязан создать условия на уроке, чтобы каждый участник учебной деятельности мог активно участвовать в решении учебной задачи, то есть быть субъектом учения. Субъектность в процессе учебной деятельности предполагает постановку вопроса к самому себе, к собственному сознанию и желание разрешить возникшее противоречие. Обсуждение, начавшееся с ответов на подготовленные заранее вопросы, часто переходит в дискуссию и выходит за рамки выдвинутых проблем.

Через моделирование и рисунок дети переводят печатные знаки, знаки культуры в другую символическую систему. Это помогает учащимся лучше представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Переводя текст в другую символическую систему, ребенок совершает субъективное интеллектуальное действие, которое требует от ребенка активизации прошлого опыта, нахождения в нем адекватных тексту образов, обобщения этих образов до внятной иллюстрации. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию произведения.

Кроме того, эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно ее выполнять.

Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача руководителя чтением - формировать и закреплять глубокие стержневые интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У человека, испытывающего эмоцию интереса к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.


Библиографическая ссылка

Паршикова М.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ МЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИЯ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 8. – С. 197-199;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=641 (дата обращения: 01.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074