Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Наумова Т.А. 1 Вытовтова Н.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
1. Наумова Т.А., Вытовтова Н.И. Features of creating learning courses for students with special needs in the Udmurt state university // Canadian Journal of Science, Education and Culture. – Toronto Press, Торонто, 2014. – № 1. – Р. 347–352.
2. Наумова Т.А., Вытовтова Н.И., Баранов А.А. Features of the development of distance learning courses for students with specific pedagogical needs, International scientific-practical conference «Innovations in science, technology and the integration of knowledge», SCIEURO. – Лондон, 2014. – Р. 129–136.
3. Наумова Т.А., Вытовтова Н.И. Формирование виртуальной образовательной среды обучения лиц с особыми педагогическими потребностями, информатизация образования-2014 педагогические аспекты создания и функционирования виртуальной образовательной среды, БГУ. – Минск, 2014. – № 2. – С. 295–299.
4. Вытовтова Н.И. Возможности применения дистанционных образовательных технологий в юридическом образовании // Право.by. – 2014. – № 1(27). – С. 119–124.

Статья посвящена особенностям дистанционного обучения студентов с особыми педагогическими потребностями. В публикации рассматриваются педагогические и психологические особенности обучения.

Проблема обучения лиц с особыми педагогическими потребностями актуальна уже давно. Особенности обучения данной группы студентов не позволяет разработать единые требования к организации учебного процесса: каждая группа и каждый студент имеют свои особенности по заболеванию, и, соответственно, особые требования к формам и методам проведения занятий.

В имеющихся публикациях рассматриваются педагогические, психологические и юридические вопросы дистанционного обучения лиц с ОВЗ. В основном публикации отражают основные принципы применения дистанционных образовательных технологий, опыт работы конкретных вузов и педагогов по их использованию при обучении лиц с ОВЗ. Однако ни один источник не содержит сформированной педагогической технологии.

Проведенный анализ исследований в области образования лиц с ОВЗ в России и за рубежом показал, что основная доля исследований, проведенных в России по проблеме обучения лиц с ОВЗ, имеет организационную направленность. Это включение студентов с ОВЗ в группы очного обучения, составление индивидуальных программ, проведение дополнительных тренингов (тренинги выходного дня) с целью развития коммуникативной активности; организация занятий, проводимых в интерактивном режиме (web-конференции) одновременно с проведением занятий преподавателем для студентов очной формы обучения; организация пропедевтических (предвузовских) открытых курсов (Введение в дистанционное обучение, Методика работы с учебной информацией и др.), где будущие студенты знакомятся со всем разнообразием информационно-коммуникационных технологий; включение в учебный процесс родителей и др. Разрабатываются специальные подготовительные программы для будущих абитуриентов с ОВЗ.

Особое значение исследователи отводят созданию психологического климата в учебной группе и на факультете, где обучается студент с ОВЗ (чувства студента: зажатость, изолированность, одиночество, ощущение пренебрежения), способам ликвидации психологического дискомфорта. Причем работа направлена на увеличение доли вербального общения (скайп).

При организации учебного процесса внимание направлено на решение педагогических задач: повышение мотивации студентов, воспитание корректного поведения в сети, создание комфортной атмосферы в группе, преодоление барьеров, создаваемых сетевым общением. Обращается внимание на подготовку преподавателя с целью обеспечения своевременной обратной связи со студентом (срок отправки заданий и их проверку, учет предложений студентов по организации учебного процесса и др.

Интересен опыт исследователей из Челябинска, которые рекомендуют рассматривать учебное заведение как реабилитационно-образовательное пространство, субъективное «измерение» которого предполагает интеграцию студента-инвалида в систему межличностных отношений в студенческом сообществе.

Зарубежная система дистанционного обучения студентов с ОВЗ значительно отличается от Российской.

Германия: По закону, немецкие студенты-инвалиды могут рассчитывать на получение специальной помощи, которая гарантирует эффективность их обучения в вузе. Как правило, расходы по предоставлению такой помощи несут земельные социальные службы. Родители обязаны оплачивать часть затрат только в том случае, если их доходы намного превышают размер среднего заработка. Нуждающийся в помощи студент-инвалид получает на определенное количество часов в месяц личного ассистента. Нередко в этой роли выступают студенты того же самого вуза или молодые люди, несущие альтернативную службу при университете. В зависимости от потребностей студента-инвалида его ассистент выполняет различные виды работы: помогает при поиске литературы или написании семестровых работ. Слепым учащимся ассистенты читают вслух учебную литературу, для глухих – конспектируют лекции, а студентам с проблемами опорно-двигательного аппарата помогают передвигаться по территории университета.Если прохождение практики является обязательным в программе обучения, то ассистенты помогают студентам-инвалидам и на месте практики. В том случае, если пребывание за рубежом является решающим фактором для успешного обучения, то студенты с ограниченными возможностями могут рассчитывать на личного ассистента и за рубежом.

США. Методология технологии высшего инклюзивного образования инвалидов построена на идее, что равные возможности обеспечиваются путем создания специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида.

Норвегия. Введение модульной системы образования в вузах с более частой по сравнению с предыдущей системой экзаменов и аттестаций, увеличение вариативности методов обучения (сочетаний лекций с онлайн-методами обучения и др.), рост международного обмена студентами и др.

Великобритания. Одна из первых стран, в которой получила развитие социальная модель инвалидности и инклюзивный подход к образованию инвалидов.

С 1990-х г. политика в данной области направлена на обеспечение индивидуально-ориентированного сопровождения, развитие личностных качеств и навыков и соответствующей мотивации для саморазвития людей с инвалидностью. Примечательно, что зачастую это приводит к упрощенному пониманию «барьеров» при трудоустройстве, которое не может объяснить весь комплекс трудностей, спровоцированный инвалидностью.

В целях создания эффективной, учитывающей индивидуальный особенности и потребности студентов и в то же время непротиворечивой к особенностям процесса обучения, педагогической технологии нами был проведен эксперимент психолого-педагогический эксперимент. В эксперименте принимали участие студенты направления подготовки «Юриспруденция», обучающиеся дистанционно, и давшие свое согласие на участие в исследовании. Все студенты являются инвалидами, то есть относятся к группе лиц с особыми педагогическими потребностями. Особенностью данной группы является то, что группа является смешанной по заболеванию: есть инвалиды по опорно-двигательному аппарату, слуху, зрению, общему заболеванию. Поэтому, при выборе форм и методов дистанционного обучения необходимо учитывать особенности каждого студента, подбирая соответствующие приемы и способы обучения.

Другим, не маловажными факторами успешной учебной деятельности являются внимание, работоспособность, эффективность работоспособность. Выраженность этих факторов учитывается при выборе методики и дидактики обучения. Динамика работоспособности имеет линейный характер с незначительным повышением времени. Эффективность работы, как и следовало ожидать, индивидуальна в пределах средних значений с тенденцией снижения к концу задания, и в зависит от заболевания студента. Для улучшения результатов выполнения учебных задания в начале занятия целесообразно предлагать задания, требующие максимальной концентрации студента. Внимание так же имеет тенденцию к снижению в процессе выполнения заданий. То есть число задач среднего уровня сложности, решаемых в ходе одного аудиторного занятия, не должно быть для очень большим. Или решения задач должны чередоваться с другими видами деятельности. Степень врабатываемости свидетельствует о том, что испытуемым необходимо больше времени для подготовки к основной работе. Перед выполнением основной учебной работы можно предложить студенту, например, составить синквейн, включающий элементы предыдущей лекции или практического занятия.

Показатель психической устойчивости (по Равенну) соответствует хорошей психической устойчивости к тем видам учебной деятельности, где студенту требуется внимательно выполнять задания. Уровень развития интеллекта показал среднее значение для данной возрастной группы [2].

На втором этапе исследования нами было проведено исследование группы на совладающее поведение, которое заключается в наиболее эффективной адаптации человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации. Результаты дали средние показатели реакции на стрессовую ситуацию. Понятие «coping behavior» (совладающее поведение) используется для характеристики способов поведения человека в различных трудных ситуациях. Для студентов, имеющих проблемы со здоровьем, обучающихся, фактически индивидуально, где общение при выполнении заданий ограничено, это уже можно считать «трудной жизненной ситуацией». Методика исследования стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холм, Раге) выявила средний уровень сопротивляемости к стрессу. Проанализировав усредненную картину возникновения стрессовой ситуации можно отметить следующие стрессогенные ситуации: все ситуации, касающиеся здоровья своего и близких (что, собственно, закономерно для людей, имеющих инвалидность), изменения режима обучения, труда и отдыха и социальной активности. Однако, интегрированный показатель психологической напряженности дал показатель выше среднего, то есть в момент проведения исследования у студентов отмечалась некоторая дезадаптация, психологический дискомфорт, что можно объяснить началом нового семестра, с появлением новых предметов и других преподавателей. Требования преподавателей, впервые приступившим к обучению студентов в дистанционном режиме вообще и к студентам-инвалидам в частности, является причиной повышенной напряженности студента, настороженного отношения, боязни что-то сделать не так, отстать. Поэтому, желательно разработать типовые требования к обеспечению и проведению учебного процесса. Это, конечно. Затруднительно, всех заставить работать по шаблону, но затраченные усилия вернутся к преподавателю эффективной работой группы. Поэтому, нашей следующей задачей будет подбор оптимальной педагогической технологии обучения, учитывающей индивидуальные особенности студентов с особыми потребностями. Результаты эксперимента будут опубликованы в 2015 году.


Библиографическая ссылка

Наумова Т.А., Вытовтова Н.И. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 137-139;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6466 (дата обращения: 22.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252