Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (МОНОГРАФИЯ К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В МОРДОВИИ)

Кондрашова Н.В. 1
1 Мордовский государственный педагогический институт
1. Кондрашова Н.В. Состояние и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия: монография; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2008. – 127 с.
2. Кондрашова Н.В. Развитие дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия с 1913 по 2013 г.: монография. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 124 с.
3. Кондрашова Н.В. Знаменательные даты дошкольного образования: открытие первых детских садов и опят диверсификации // Управление качеством дошкольного образования: теория и практика: коллективная монография / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Смоленская городская типография, 2013. – С. 17–27.
4. Кондрашова Н.В. Развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900–1950-е гг.): учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2006. – 86 с.
5. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: схемы, таблицы и диаграммы: учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 65 с.
6. Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольных учреждений Мордовии: учебно-методический комплекс дисциплины; Мордов. гос. пед. ин-т, – Саранск, 2010. – 137 с.
7. Кондрашова Н.В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: учебное пособие; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 129 с.
8. Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольного воспитания в Республике Мордовия: программа и методические рекомендации курса по выбору; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2001. – 31 с.
9. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: история, современное состояние, проблемы и перспективы развития: программа и методические рекомендации курса по выбору; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 47 с.
10. Кондрашова Н.В. Методологические основы изучения дошкольного образования Мордовии // Гуманитарные науки и образование. – 2010. – № 3. – С. 7–12.
11. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: основные вехи развития с 1913 по 2013 гг. // Воспитатель. – 2013. – № 2. – С. 16–21.
12. Кондрашова Н.В. Региональные особенности содержания дошкольного образования: теория и практика // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 2. – С. 38–39.
13. Кондрашова Н.В. Развитие дошкольных образовательных учреждений в Республике Мордовия с 1913 по 2013 г. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 153–154.
14. Кондрашова Н.В. Летопись важнейших событий становления и развития региональной системы дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 г. // Концепт. – 2013. – № 9. Режим доступа: http://e-koncept.ru /2013/13176.htm.
15. Кондрашова Н.В. Создание, развитие и модернизация системы дошкольного образования Мордовии с 1913 по 2013 гг. // Гуманитарные науки и образование. – 2013. – № 4. – С. 44–50.
16. Кондрашова Н.В. Дошкольные учреждения Мордовии: вековой опыт и достижения // Народное образование Республики Мордовия. – 2013. – № 1–2. – С. 104–108.
17. Кондрашова Н.В. Подготовка педагогов дошкольного образования в Мордовии с 1913 по 2013 гг. // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 1(17). – С. 43–46.
18. Кондрашова Н.В. Подготовка и стимулирование педагогов к обеспечению качества дошкольного образования в Мордовии // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 6. – С. 60–65.
19. Кондрашова Н.В. Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900–1950-е гг.): дис. … канд. пед. наук. – Саранск, 2002. – 198 с.

Дошкольное образование (далее – ДО) является важным звеном образовательной системы региона. В 2013 г. в Мордовии отмечали столетие с года открытия первых детских садов на территории современной республики. Накопленный опыт служит основой как для понимания и анализа происходящих изменений, так и для прогнозирования развития ДО в условиях региона. Однако на современном этапе обнаруживается ряд противоречий:

1) между объективной потребностью в историко-педагогическом изучении становления, развития и модернизации системы ДО на территории Мордовии и отсутствием системных исследований, раскрывающих целостную картину развития системы ДО в регионе на протяжении целого века;

2) между значимостью определения особенностей, достижений и проблем развития системы ДО в условиях поликультурного региона, наличием регионального векового опыта и необходимостью его комплексного научного осмысления и пр.

При написании монографии были использованы архивные документы, материалы диссертации «Становление и развитие дошкольного образования в Мордовском крае (1900-1950-е гг.)» [19] и местной периодической печати, современные достижения педагогической теории и практики в области дошкольного образования и т.д. Особую группу составляют неопубликованные документы, хранящиеся в фондах Центрального государственного архива РМ, Государственного архива РФ, Рукописного фонда НИИ при Правительстве РМ. Они позволили воссоздать целостную картину поэтапного развития ДО в регионе.

Данная работа является логическим продолжением ранее подготовленных автором работ о дошкольном образовании в регионе. В их числе: базы данных, монографии [1–3], учебные пособия [4–7], программы и методические рекомендации курсов по выбору [8–9], многочисленные статьи в сборниках научных трудов и периодической печати [10–18]. Многие из перечисленных работ признаны победителями или лауреатами различных конкурсов.

Поскольку единой периодизации становления и развития ДО не существует, при рассмотрении этого процесса на территории современной республики Мордовия в монографии выделены и охарактеризованы три этапа, которые позволяют показать особенности протекания этого процесса в регионе. Монография включает 3 главы («Предпосылки и особенности становления системы дошкольного образования в Мордовском крае», «Развитие системы дошкольного образования в МАССР» и «Особенности модернизации региональной системы дошкольного образования в Республике Мордовия»), биографический список, список сокращенных слов, и приложения («Знаменательные даты дошкольного образования Мордовии», «Динамика развития дошкольного образования Мордовии в таблицах и гистограммах»). В содержании глав основные положения и выводы автора подкреплены многочисленными схемами, сводными таблицами, цитатами из первоисточников. Обширный фактологический, статистический и архивный материал позволили с достаточной долей полноты и основательности охарактеризовать развитие дошкольной сети, изменение содержания воспитательно-образовательной работы с детьми, развитие региональной системы подготовки кадров на протяжении 100 лет с позиций комплексного, квалиметрического, ретроспективного, ситуационного и других методологических подходов.

Итак, монография имеет логически выдержанную структуру, научный стиль изложения и является своевременным и актуальным откликом на процессы модернизации дошкольного образования. Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что воссоздана целостная картина становления, развития и модернизации системы ДО на территории Мордовии с момента открытия первых садов по настоящее время; определены 3 основных этапа данного процесса; обоснованы особенности организации и содержания деятельности детских учреждений Мордовии; охарактеризованы содержание, основные подходы и формы организации воспитательно-образовательной работы этих учреждений, этапы и особенности создания системы подготовки и повышения квалификации специалистов для ДОУ и пр.


Библиографическая ссылка

Кондрашова Н.В. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОРДОВИИ С 1913 ПО 2013 ГГ. (МОНОГРАФИЯ К 100-ЛЕТИЮ С МОМЕНТА ОТКРЫТИЯ ПЕРВЫХ ДЕТСКИХ САДОВ В МОРДОВИИ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 209-211;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6523 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674