Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Лапп Е.А. 1 Шипилова Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Пособие «Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» представляет собой руководство по освоению учебного модуля магистерской программы «Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития» направления «Специальное (дефектологическое) образование». Эта дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, и входит в блок под общим названием «Вариативная часть; дисциплины и курсы по выбору».

Актуальность включения данного учебного модуля в план подготовки магистров определяется на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-методическом уровнях. Известно, что специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития сегодня созданы почти в каждом регионе России. И практически в любой школе и классе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития. Они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. Любой дефектолог понимает безусловную приоритетность педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста, способного видеть ребенка с задержкой психического развития, готового к своевременному выявлению трудностей у такого ребенка, умеющего организовать разнообразные формы и виды помощи с учетом отставания в развитии социальных или познавательных способностей.

Но так как дети данной категории интегрированы в общеобразовательную школу, то с ними работают, в основном, педагоги массовой школы. Большинство таких учителей не готово к работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Не имея специальной подготовки, педагоги не в состоянии диагностировать истинные проблемы развития ребенка, и считают, что главная причина неуспеваемости учеников – это нежелание учиться, слабый контроль со стороны родителей и др. Следуя стереотипу мышления, они, как правило, снимают с себя ответственность за совершенствование методов и приемов обучения детей данной категории.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Профессиональный стандарт педагога актуализируют готовность школьного учителя к работе с детьми с задержкой психического развития. Учебное пособие направлено на повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, работающих с детьми с ЗПР, содействует освоению ими современных психолого-педагогических технологий в сфере профессиональной деятельности, созданию условий для формирования творческого подхода к решению образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных, социальных задач обучения школьников с ЗПР.

Содержательно пособие содержит четыре раздела, обеспечивающих формирование и развитие комплекса профессиональных компетенций. Раздел «Дети с ЗПР – объект изучения, воспитания и обучения» направлен на формирование системы знаний о традиционных и современных подходах к классификации лиц с задержкой психического развития; об индивидуальных особенностях детей с ЗПР, проявляющихся в учебной работе, и специфике компенсаторных возможностей школьников. Этот раздел направлен на формирование у обучающихся диагностических умений; готовности и способности определять педагогические условия, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающего обучения школьников с задержкой психического развития; также формирование навыков прогнозирования и профилактики социальных рисков в системе образования лиц с ЗПР и др.

Раздел «Нормативно-правовые основы коррекционно-развивающего образования детей с ЗПР» предполагает освоение знаний нормативно-правовых основ организации обучения детей данной категории; тенденций и закономерностей современного специального образования; научно-теоретических и практических подходов к организации, содержанию, выбору средств и созданию условий воспитания и образования обучающихся, воспитанников. Теоретические знания становятся основой для формирования умений и навыков проектировать коррекционно-образовательное пространство на основе индивидуально-ориентированного подхода, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образования лиц с ЗПР в современных условиях образовательной интеграции.

Раздел «Образование детей с ЗПР в контексте современных ФГОС» направлен на освоение студентами комплекса профессиональных знаний, умений и навыков по разным видам деятельности специалиста. Например, знание современных проблем реализации коррекционно-педагогического процесса для детей с ЗПР в условиях стандартизации образования; специфики организации коррекционно-развивающей среды на предметных уроках и особенностях применения коррекционно-развивающих технологий, направленных на формирование универсальных учебных действий детей с ЗПР. Содержание данного раздела формирует готовность студентов к работе в междисциплинарной команде специалистов; способность проектировать и реализовывать индивидуальные программы сопровождения детей; создавать на уроках условия для коррекции и активизации познавательной деятельности обучающихся; взаимодействовать с субъектами образовательного процесса по вопросам проведения коррекционно-развивающей работы на предметных уроках и др.

Раздел «Профессиональная деятельность учителя в системе коррекционно-развивающего обучения» направлен на освоение профессиональных и личностных умений педагога. Осваивая содержание этого раздела, у студентов происходит развитие системы ценностных ориентаций и смыслов профессиональной деятельности, овладение методами и приемами включения коррекционно-развивающего компонента в преподавание учебных предметов в специальных (коррекционных) классах VII вида.

По каждому разделу авторами для самостоятельной работы обучающихся разработана тематика эссе, проектов и педагогических задач, актуализирующая способность рассуждать, выражать собственные мысли, ставить проблемы и находить пути их решения.

Итоговый контроль демонстрирует готовность студентов к рефлексивной деятельности. Обучающимся предлагается самостоятельно сформулировать и оценить сформированные в ходе освоения дисциплины общекультурные, профессиональные и специальные компетенции в терминах «знать», «уметь», «владеть».

Таким образом, учебное пособие «Подготовка специалистов для работы с детьми с ЗПР в условиях современных ФГОС» решает задачу подготовки педагогов к выполнению профессиональных функций в коррекционно-педагогическом процессе специальных классов и школ VII вида. Материал пособия позволит подготовить учителей, способных вести учебно-воспитательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития, в условиях современного совместного, включенного образования, как в городском, так и в сельском социуме.


Библиографическая ссылка

Лапп Е.А., Шипилова Е.В. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ФГОС (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 212-213;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6525 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074