Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Василенко Н.В. 1
1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В. Василенко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 272 с.: (18,9 п.л. +0,81 п.л. ЭБС) + (Доп. мат. znanium.com). – (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-009786-2.

В настоящее время российская экономика и общество в целом подвергаются реформированию с целью перехода к инновационному развитию, являющемуся в наши дни, по мнению многих авторов, основным условием экономического роста. Важнейшим фактором успеха в данной области является качества институциональной среды. Это актуализирует институциональный подход к исследованию социально-экономических явлений, разрабатываемый в настоящее время разными отраслями научного знания. Среди них особое место занимает институциональная экономика, дающая новое понимание экономических процессов и их результатов в том, что касается правил взаимодействия между их участниками. Описывая экономическое поведение посредством институтов, эта область теоретического знания, предлагает практические рецепты по улучшению регулирования социально-экономических систем. Поэтому в настоящее время институциональная экономика в качестве учебной дисциплины стала неотъемлемой частью подготовки студентов экономических и управленческих специальностей.

Дисциплина «Институциональная экономика» предназначена для формирования у студентов теоретических знаний в области современной институциональной теории и практических навыков критической оценки к разрешению экономических проблем на основе анализа институтов. Методически эта дисциплина в настоящее время поддерживается рядом учебных изданий, среди которых – одноименное пособие Н.В. Василенко, соответствующее требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и содержащее учебно-методическое обеспечение дисциплины для организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Данное учебное пособие создано на основе курса «Институциональная экономика», читающегося студентам факультета экономики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в течение более десяти лет и представляет собой третье, существенно переработанное и дополненное издание пособий 2005 и 2007 гг.

Отличительные особенности предлагаемого пособия по сравнению с другими аналогичными изданиями в основном связаны в двумя моментами. Во-первых, в пособии расширен круг изучаемых вопросов в соответствии с обобщением основных результатов иностранных и российских исследований последних десятилетий, в том числе за счет усиления внимания к неформальной составляющей институциональной среды и отношениям реципрокности, также к практике управления социально-экономическими системами на разных уровнях. Во-вторых, в пособии содержится широкий методический инструментарий для организации самостоятельной работы студентов, включающий контрольные вопросы к темам, материалы к семинарам, тестовые блоки, словарь основных терминов и пр. Оно не требует дополнительных информационных источников для овладения необходимыми компетенциями.

Пособие состоит из четырех частей. В первой части содержится рабочая программа дисциплины, ориентированная на подготовку для бакалавров по направлению «Педагогическое образование. Профиль – экономическое образование». Программа рассчитана на студентов 3 курса, общая ее трудоемкость составляет 3 кредита. В программе отражены цель, ожидаемые результаты в терминах компетентностного подхода, тематический план занятий, порядок организации самостоятельной работы, промежуточной и итоговой аттестации, учебно-методическое и информационное сопровождение, а также критерии оценки сформированности необходимых компетенций. Материалы этой части доступны в электронно-библиотечной системе znanium.

Вторая часть представляет собой основное содержание лекций, включающие двенадцать тем, объединенных в четыре раздела. Первый раздел «Методологические основы институциональной экономики» посвящен изучению основных понятий дисциплины, таких как институты, институциональная среда, трансакции, трансакционные издержки, институциональные изменения, а также соотношению между ними. Основные содержательные линии разводятся в следующих разделах на уровне формальных и неформальных институтов. Во втором разделе «Государство – источник формальных правил игры» анализируются закономерности формирования формальных институтов, что обусловило необходимость институционального анализа государства и его функций, а также обсуждения прав собственности как базового экономического института.

Значимость социальных норм для регулирования хозяйственной деятельности определила актуальность третьего раздела «Институциональная неформальность как характеристика экономической практики», содержание которого отражает действие неформальных норм и правил. Это прослеживается посредством введения в обсуждение таких понятий как реципрокные отношения, с одной стороны, и исследования структуры внелегальной хозяйственной деятельности, с другой. Особое место уделено освещению коррупционных взаимодействий и их последствий для развития экономики и общества в целом. После рассмотрения внешних рамок экономических взаимодействий фокус внимания в четвертом разделе «Контрактация» смещается на институциональные соглашения, параметры на которые индивиды могут оказывать непосредственное влияние посредством достижения различного рода договоренностей. Анализируются преимущества рынка, фирмы и гибридных форм в снижении трансакционных издержек. Обсуждают вопросы внутреннего институционального устройства современных организаций, а также критерии выбора между ними. Каждая тема завершается контрольными вопросами, позволяющими проверить понимание изучаемого материала.

Материалы к семинарам третьей части пособия состоят вопросов для подготовки к каждой теме, списка литературы, задач и упражнений. Содержание заданий и упражнений к семинарам развивает и дополняет содержание лекционного блока, позволяя закреплять и развивать необходимые компетенции студентов. Литература этой части подобрана в соответствии с вопросами, предлагаемыми к семинарам, и отражает современные взгляды по заявленной тематике. При необходимости в ходе самостоятельной работы может быть использован словарь основных терминов.

На основе материалов четвертой части пособия осуществляется рубежный контроль качества знаний по каждому из тематических разделов, а при желании – итоговая аттестация по дисциплине в форме теста. Предлагаемый список вопросов отражает минимальные требования к содержанию итоговой аттестации.

Пособие рассчитано на уровень бакалавриата экономических факультетов университетов, может быть использовано при подготовке магистров по направлениям «Экономика» и «Менеджмент», а также для освоения программ послевузовской подготовки по группе экономических специальностей.

Высокий содержательный и методический уровень учебного пособия подтверждается наличием у него грифа УМО по направлению 44.03.01 (050100) «Педагогическое образование».

Выходные данные: Институциональная экономика: Учебное пособие / Н.В. Василенко. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 272 с.: (18,9 п.л. +0,81 п.л. ЭБС) + (Доп. мат. znanium.com). – (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-009786-2.


Библиографическая ссылка

Василенко Н.В. О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 263-264;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6572 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252