Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,442

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ)

Газаров А.Р. 1 Жукова А.В. 1
1 АНО «Северо-Кавказская академия инновационных технологий в образовании и науке»

Направление подготовки: код: 38.06.01; наименование: Экономика; шифр специальности в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством.

Номер учебного плана: 000000_78-11-00000-2705.plax.

Всего часов: 72 часа (2 зачетные единицы). Часов на самостоятельную работу: 32 часа (44 %).

Форма контроля: зачет.

Цель и задачи программы: создание условий для развития профессионально-педагогического мышления аспирантов, формирования у них научно-педагогических знаний и умений, необходимых как для преподавательской деятельности, так и для повышения общей профессиональной компетенции и педагогической культуры.

Место дисциплины в структуре учебного плана: дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» изучается на первом курсе аспирантуры, относится к факультативной части.

По окончанию программы аспирант будет

– знать:

– фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области, ее взаимосвязи с другими науками;

– систему и содержание образования; документы, его регламентирующие, цели, содержание, структуру непрерывного образования; единство образования и самообразования;

– факторы и условия, влияющие на развитие личности, сущность и проблемы процессов обучения, развития и воспитания личности, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;

– основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики и психологии, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

– уметь:

– использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане;

– использовать при изложении предметного материала взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов в профессиональной школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;

– использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания;

– создавать творческую атмосферу образовательного процесса;

– владеть:

– методами научных исследований в сфере основной научной подготовки, методами организации коллективной научно-исследовательской работы;

– основами научно-методической работы, навыками самостоятельной методической разработки профессионально-ориентированного материала;

– основами учебно-методической работы, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по разным темам, систематикой учебных и воспитательных задач;

– способами создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса, разнообразными образовательными технологиями;

– методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов;

– культурой жизненного и профессионального самоопределения, деловым профессионально-ориентированным языком.

Основные разделы программы:

1. Общие основы педагогики и психологии.

2. Теории обучения.

3. Теории воспитания.

4. Управление образовательными системами.

Материально-техническое обеспечение программы. Для обеспечения освоения разделов дисциплины необходимо наличие аудитории, комплекта учебной мебели, учебный фонд, наличие иллюстративного материала, компьютерного класса для работы с электронными учебниками, проектор, экран, лицензионное программное обеспечение, выход в Internet.

Достоинства программы актуальность и инновационность, которые обеспечиваются по нескольким направлениям:

– по содержанию программы; (например, основные темы 1 и 2 раздела:

1. История возникновения и развития педагогической, психологической науки. Объект и предмет изучаемых наук. Образование как предмет психолого-педагогической науки. Функции и задачи педагогической, психологической науки. Связь педагогики и психологии с другими науками. Основные понятия педагогики, психологии, их сущность. Понятие «методология науки». Методологические принципы и подходы. Понятие о методах исследования. Принципы выбора методов исследования. Развитие и формирование личности. Понятие «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность», «развитие личности». Биологизаторские и социологизаторские концепции развития личности. Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание. Деятельность и активность как условие развития личности.

2. Воспитание: сущность, назначение, особенности. Разнообразие трактовок воспитание в педагогической науке. Историческая и социальная обусловленность процесса воспитания. Цели воспитания в разные исторические периоды развития общества. Специфика процесса воспитания, его особенности: целенаправленность, двусторонность, многофакторность, отдаленность и неопределенность результатов, длительность и непрерывность и т.д. Движущие силы и диалектика процесса воспитания. Законы, закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание как результат развития. Содержание воспитания: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и т.д. Методы, средства и формы воспитательной работы. Семья как фактор воспитания. Педагоги о роли семьи в воспитании детей. Семья как институт воспитания. Международные и федеральные документы по защите прав детей. Условия эффективности семейного воспитания. Типы семейных отношений. Коллектив: методика его создания и развития. Признаки коллектива. Стадии развития коллектива;

– по методике преподавания – в процессе обучения специально выделяются проблемы и противоречия, требующие для разрешения инновационных (творческих) подходов;

– по организации процесса активного усвоения знаний – предусматривается предварительная подготовка слушателей к семинарам по специально поставленным творческим вопросам, требующим системного анализа;

– по методике контроля – вопросы для проверки и самопроверки формулируются в проблемной постановке;

– по использованию литературы – рекомендуются книги, пособия и статьи, отражающие последние достижения науки в указанной области;

– по составу преподавателей, среди которых видные ученые Кавказских Минеральных Вод (КМВ) и привлеченные специалисты-практики;

комплексность – обучение в аспирантуре сочетает в себе фундаментальную подготовку обучающихся с их специализацией в ведущих предприятиях КМВ.


Библиографическая ссылка

Газаров А.Р., Жукова А.В. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АСПИРАНТУРЫ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 288-289;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6597 (дата обращения: 23.07.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252