Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Талапбаева Г.Е. 1 Дузельбаева Г.Б. 1 Ерниязова Ж.Н. 1
1 РГП ХВ Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
1 Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие.– М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2000.
2 Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
3 Стратегическое планирование / под редакцией С.П. Иванова. – М: Ассоц. авт. и изд. «ТАНДЕМ», 1999.
4 Малый бизнес России: Проблемы и перспективы / Российская ассоциация развития малого предпринимательства. – М., 1996. – С. 5-12.

Стратегическое управление является основой стабильного развития и обеспечения устойчивости экономической системы Новые экономические условия заставляют исследователей и практиков в нашей стране искать адекватные формы, методы и инструменты стратегического управления в регионе, в частности пытаться, исходя из опыта зарубежных стран, применять к региональным системам принципы и методы стратегического управления, реализованные на уровне предприятий.

Основная часть. В условиях глобализации социально-экономических процессов региональное стратегическое управление необходимо совершенствовать по следующим приоритетным направлениям.

1) отход от иерархических и многоступенчатых структур управления и акцентирование внимания на моделях «матричного» и «сетевого» типов, что позволяет перейти от чисто технократического подхода к решению социально-экономических проблем;

2) уменьшение количества властных институтов и подразделений, действующих на постоянной и жестко регламентированной основе. Развитие временных проектных организаций и творческих коллективов, действующих с единой целью и поставленными задачами;

3) развитие форм перекрестного финансирования и объединение проектов и программ, что позволяет согласовывать прибыльные и убыточные проекты, снижать расходы;

4) внедрение таких методов управления, как делегирование полномочий, разделение рисков между отдельными подразделениями организации, стимулирование и поощрение способностей и возможностей работников;

5) учет и разграничение интересов всех заинтересованных сторон и участников конкретного проекта с помощью коллективного принятия решений, повышение объективности таких решений с использованием экспертных методов и метода обратной связи при их реализации [1].

Региональное стратегическое управление, на наш взгляд, направлено на достижение поставленных целей в условиях нестабильной, конкурентной, рыночной среды, включает диагностический анализ состояния региона, стратегическое планирование и реализацию выбранной стратегии. Оно рассматривается как динамичная совокупность взаимозависимых управленческих процессов, а именно:

– анализа внешней и внутренней среды региона;

– установления системной функции (миссии) региона и целей стратегии развития;

– выбора стратегии функционирования и развития;

– реализации стратегии развития региона;

– оценки и контроля за реализацией стратегии развития.

Конечная цель реализации стратегии управления – определение возможностей развития региона в условиях изменения свойств, характеристик, параметров внешней и внутренней среды региона, формирование новых рыночных отношений, выявление, с помощью каких ресурсных, технологических, законодательных и других мер эти возможности и потенциал могут быть реализованы.

Реализация стратегии состоит в том, чтобы запустить ее и получить необходимые результаты в запланированное время. Реализация стратегии – это в основном практическая административная задача, включающая в себя следующие аспекты:

– совершенствование структуры управления регионом, способным успешно использовать стратегию;

– разработку финансового плана, направляющего ресурсы в самые важные для стратегического успеха отрасли;

– проведение поддерживающей стратегической политики и введение практики постоянного совершенствования;

– создание соответствующей мотивации для граждан региона, которая стимулировала бы достижение поставленных целей;

– согласование системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей;

– создание такой культуры управления и делового климата, которые способствовали бы успешной реализации стратегии;

– формирование такой внутренней системы поддержки, которая позволяла бы персоналу отраслей экономики эффективно выполнять свою стратегическую функцию;

– введение системы внутреннего лидерства, необходимой для управления продвижением стратегии вперед и постоянного улучшения ее реализации.

Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректирующих действий. Могут понадобиться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса отраслей экономики и сфер деятельности. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может трансформироваться в результате корректирования долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения условий внешней среды [2].

На региональном уровне точкой отсчета для реализации стратегического управления служит концепция социально-экономического развития, выполняющая следующие функции: формирования определенной системы ценностей, определения стратегических целей и приоритетов развития, консолидации общества и мобилизации ресурсного потенциала для реализации поставленных целей, расчета средств для их реализации. Концепция основывается на идее развития, которая опирается на рад организационно-управленческих принципов:

– принцип стратегического управления, основанный на программно-целевом подходе;

– принцип системности управления и комплексности социально-экономического развития региона;

– принцип мобилизации ресурсов, связанный с рыночным механизмом стимулирования хозяйственной деятельности;

– принцип согласованности интересов органов государственной власти, бизнеса и общественных институтов в долгосрочном аспекте;

– принцип легитимности – принятие основной массой населения стратегии регионального развития, представленной в концепции [3].

Стратегическое управление региональной конкурентоспособностью – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного конкурентного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения региона.

По своему предметному содержанию стратегическое управление обращается лишь к основным процессам в регионе и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания потенциала региона.

В рыночной экономике конечный результат производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной, инвестиционной, социальной, политической деятельности региона сводится к обеспечению достойного уровня жизни населения региона, который во многом определяется имеющимися в его распоряжении экономическим потенциалом, являющимся интегральной характеристикой, выражающейся в максимальных возможностях достижения поставленных целей.

Необходимость стратегического управления конкурентоспособностью региона обуславливается, прежде всего, быстрыми изменениями внешней среды, возникновение трудно предсказуемых экономических и финансовых ситуаций. Важной предпосылкой перехода на стратегическое управление конкурентоспособностью региона является процесс глобализации экономики страны и устремление международной конкуренции на рынки сбыта, а также требования международной стандартизации.

В условиях развивающегося финансово-экономического кризиса, регион как социально-экономическая система должен не только уметь эффективно использовать свой ресурсный потенциал, но и создавать условия для формирования новых конкурентных преимуществ и их носителями должны стать предприятия и организации, находящиеся на его территории.

В настоящее время экономика остается механизмом развития региона, а достижение максимально высоких темпов экономического развития – основной целевой задачей. При этом конкурентоспособность региональной экономики проявляется, как способность реализовать основную целевую задачу – устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого уровня жизни населения, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов.

Решение задачи повышения жизненного уровня населения региона, и увеличение валового регионального продукта (ВРП) требует качественного изменения управления регионом, которое можно назвать переходом к стратегии управления устойчивого развития [4].

Стратегическое развитие регионов Казахстана в долгосрочной перспективе определено с учетом приоритетов социально-экономической политики республики, глобальных тенденций мирового развития, связанных с переходом к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием «экономики знаний» и усилением интеграционных экономических процессов в обществе и базируется на реализации комплекса взаимоувязанных цели и задач.

В складывающихся условиях Казахстану необходимо осуществить комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на мировом рынке, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический рост.

Основой для успешной реализации стратегии социально-экономического развития региона должно являться стратегическое управление региональной конкурентоспособностью. Поскольку именно оно способно обеспечить динамическое развитие на инновационной основе, такой социально-экономической системы, как регион.


Библиографическая ссылка

Талапбаева Г.Е., Дузельбаева Г.Б., Ерниязова Ж.Н. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 447-449;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6662 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674