Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЛГОГРАДСКОМ ФИЛИАЛЕ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

Терещенкова Е.В. 1 Наконечникова Л.А. 1
1 Московский гуманитарно-экономический институт Волгоградский филиал
Охарактеризованы актуальность и проблема научно-методической деятельности в образовательном процессе в вузе и основные задачи реализации научно-методического сопровождения образовательного процесса. Дано понимание кластерной модели организации научно-методической деятельности как интегрированной совокупности средств, обеспечивающей эффективное развитие составляющих ее компонентов, их полное взаимодействие и взаимообусловленность. Детально представлены задачи и потенциальные мероприятия, позволяющие реализовать кластерную модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ).
кластерная модель научно-методической деятельности
эффективность организации научно-методической деятельности
научно-методическое сопровождение
образовательный процесс в вузе
1. Терещенкова Е.В., Наконечникова Л.А., Гольченко Ю.В. К вопросу о полисубъектности дистанционного образования и самообразования студентов // Актуальные вопросы науки.– 2014. –№ XV. – С. 49–51.
2. Терещенкова Е.В., Бернхард М. Дуальное образование как инновационный формат системы высшего профессионального образования // Вестник Московского гуманитарно–экономического института. – 2014. – № 1 (2). – С. 33–37.
3. Терещенкова Е.В., Наконечникова Л.А. Моделирование комплекса диагностических факторов успешной профессиональной деятельности преподавателя // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014.– № 11–5. – С. 804–807.
4. Терещенкова Е.В., Гольченко Ю.В. Менеджмент межличностного взаимодействия руководителя и подчиненных // Экономика и социум.–2014.–№1–3(10).–С.325–328.
5. Терещенкова Е. В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов / /Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). – С. 41–45.
6. Терещенкова Е.В. Педагогический менеджмент: инновационный аспект // Экономические науки в России и за рубежом. – 2014. – № XIV.– С. 94–96.
7. Терещенкова Е.В. Профессиональная деятельность педагога: компетентностный аспект // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы. Материалы международной научно–практической конференции.–Саратов.–2014.–С.163–166
8. Терещенкова Е.В., Гольченко Ю.В Инновационный педагогический менеджмент: сущность, особенности и условия реализации в образовательном учреждении // Концепт.– 2013. – Т. 4. № 34.– С. 3206–3210.
9. Наконечникова Л.А. Учет и его роль в управлении бизнес–системами // Актуальная биотехнология. – 2014. – №2(9). – С. 77–82.

На современном этапе развития высшего профессионального образования в России важнейшим элементом деятельности образовательной организации высшего профессионального образования в целом, так и конкретных его структурных подразделений, на наш взгляд, является научно-методическая деятельность. На основе мониторинга результативности и интенсивности ее, наличию в ней инновационной компоненты следует судить об эффективности и соответствии образовательной организации имеющемуся у нее статусу. Научно-методическая деятельность образовательной организации высшего профессионального образования представляет собой многофункциональный инструмент для повышения квалификации научно-педагогических работников, приобщения и привлечения студентов к креативной и нестандартной работе по изучаемой дисциплине.

Как показывает анализ современного состояния системы высшего профессионального образования, актуальным является поиск решения проблемы научно-методического сопровождения образовательного процесса. Данная проблема базируется на неэффективной, не отвечающей современным требованиям нормативно-правовой базе по развитию системы образования, отсутствии достаточного внимания к вопросам модернизации и эффективности образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней.

Мы считаем, что важнейшим инструментом, который позволит решить указанную выше проблему, является внедрение кластерной модели организации научно-методической деятельности в образовательный процесс [1].

Под кластерной моделью будем понимать интегрированную совокупность средств, обеспечивающую эффективное развитие составляющих ее компонентов, их полное взаимодействие и взаимообусловленность.

Остановимся более детально на группах задачах, которые позволят реализовать кластерную модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ). Мы обобщили их в виде таблицы

Тактические и стратегические задачи реализации кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ

Название группы задач

Содержательное наполнение группы задач

Тактические

1) анализ состояния научно-методической деятельности в филиале и проведение диагностического мониторинга проблем;

2) определение методологической базы научно-методического обеспечения реализации ФГОС в деятельности Волгоградского филиала МГЭИ;

3) выявление условий повышения профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава филиала [2];

4) предоставление информационно-методического обеспечения в соответствии с их профессиональными потребностями;

5) повышение уровня мотивации участников учебно-воспитательного процесса, направленной на постоянное совершенствование содержания образования, востребованного студентами, современной школой и работодателями [3];

Стратегические

создание единого информационного пространства, обеспечивающего своевременное поступление, обобщение и пропаганду инновационных педагогических технологий, передового педагогического опыта, способствующих повышению качества образовательного процесса;

предоставление возможности роста профессионально-личностного саморазвития преподавателей, с целью их готовности к процессу профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов.

организация научно-методического обеспечения и активизация профессорско-преподавательского состава для осуществления инновационной деятельности

Направления научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института (МГЭИ) мы обобщили и представили в виде кластерной модели на рис. 1

ter1.tiff

Рис. 1. Кластерная модель организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института

Использование кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института предопределило проектирование следующего основного комплекса мероприятий по научно-методическому сопровождению образовательного процесса, без которого неэффективна кластерная модель:

– индивидуальная работа с профессорско-преподавательским составом по научно-методическим вопросам;

– апробация и внедрение передового инновационного педагогического опыта;

– публикация учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов;

– проведение круглогодичных очных, заочных, дистанционных обучающих семинаров и консультаций, а также мастер-классов, конференций, конкурсов педагогического мастерства и др.;

– публичные тематические выступления на заседаниях кафедр, Совете Волгоградского филиала Московского гуманитарно-экономического, заседаниях научно-координационного совета;

– обеспечение участия в научно-методических, научно-практических симпозиумах, семинарах, конференциях регионального, федерального, международного уровней не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов;

– разработка нормативной документации, обеспечивающей планирование, организацию различных смотров, конкурсов, олимпиад, выставок.

Возможные критерии эффективности внедрения кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ мы представили в виде схемы на рис. 2.

ter2.tiff

Рис. 2. Критерии эффективности внедрения кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале МГЭИ

Таким образом, на основании выше изложенного, следует сделать вывод, что кластерная модель, на наш взгляд, способствует повышению качества преподавания, профессионально-личностному саморазвитию профессорско-преподавательского состава вуза и взращиванию талантливой молодежи.


Библиографическая ссылка

Терещенкова Е.В., Наконечникова Л.А. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЛГОГРАДСКОМ ФИЛИАЛЕ МОСКОВСКОГО ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-1. – С. 21-23;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6672 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674