Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БОТАНИКИ

Голубцова Г.А. 1 Нефёдова Л.В. 1 Корхмазова С.А. 1 Мороз А.Н. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Вахтина Е.А. Проектирование дидактического цикла // «Циклы природы и общества». Матер. XI Междунар. Интернет–конф., Ставрополь: изд-во им. В.Д. Чурсина, 2004. – С.137-139.
2. Вахтина Е.А. Дидактическое проектирование как технология гуманизации процесса обучения в вузе / Автореф. дисс. канд. пед. наук. – Майкоп, 2006. – 28 с.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1996. – 356 с.
4. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний у старшеклассников / Л.Я. Зорина. – М: Педагогика, 1978.- 128 с.
5. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. – Каунас: Швиеса, 1989. – 272 с.
6. Обухова Н.А., Нефедова Л.В. Ботаника методические указания для самостоятельной работы и практических занятий студентов фармацевтического факультета. Краснодар: изд-во «Советская Кубань», 2004.– 74 с.

На протяжении длительного времени человек использовал и продолжает  использовать в настоящее время растения в качестве лекарственных средств для лечения многих заболеваний или в виде сырьевого материала в фармацевтической промышленности. Некоторые растения оказывались ядовитыми для человека, что требовало знания их морфологических признаков и, соответственно, соблюдения осторожности при их использовании для различных целей [1, c.137].

В медицинской практике нашей страны используется более 17 тысяч лекарственных средств, среди которых около 40 % производится из растительного сырья. При этом растения используются в фармацевтическом производстве, а значительная часть непосредственно в качестве фитотерапии.

В современный период растительные сообщества под влиянием геофизических, экологических и антропогенных факторов претерпели значительные изменения как в количественном (видовом разнообразии), так и в качественном отношении. Новые технологии в промышленности, сельском хозяйстве, бурное развитие химической отрасли, а также активное вмешательство в генофонд растений (индуцированный мутагенез, генные модификации) требуют от фармацевтической науки повышенного контроля при использовании растительного материала для получения лекарственных препаратов, в том числе из геномодифицированных растений, а также биологических активных добавок (БАДы), разнообразие которых с каждым годом увеличивается в аптечной сети [3, c.15].

К этим реально существующим проблемам необходимо готовить будущих провизоров, начиная с первого года обучения на фармацевтическом факультете ВУЗа.

В связи с этим основной целью настоящей работы является анализ методических подходов изучения ботаники как одной из базовых дисциплин при подготовке будущих провизоров при разных формах обучения [4, c.82].

Стартовой профессионально ориентированной учебной дисциплиной на фармацевтическом факультете в соответствии с образовательным стандартом является ботаника, которая изучается студентами I курса в течение 2-х семестров. В нашем вузе преподавание ботаники проводится на кафедре биологии с курсом медицинской генетики. Обучение студентов осуществляется на очном и заочном отделениях факультета. Каждая форма обучения имеет свои особенности: разные учебные планы, рабочие программы и учебно-методические комплексы. Обучающиеся на очном отделении - это, как правило, выпускники средних школ, а «заочники» - это студенты, имеющие среднее специальное образование, а некоторые и высшее, в том числе и медицинское. Однако все выпускники фармацевтического факультета получают диплом провизора единого образца. В связи с этим требования к знанию растительного мира по результатам изучения ботаники, несмотря на разные формы обучения, должны быть едиными. Учебным планом для изучения ботаники при очном обучении  предусматривается 144 часа аудиторных занятий (еженедельные 3-х часовые практические занятия - 102 учебных часа и 42 часа лекционных), а на заочном отделении за весь учебный год - 16 часов аудиторных практических занятий и 8 часов лекций. Таким образом, для студентов заочного обучения самостоятельная внеаудиторная работа является основной формой изучения дисциплины. Все студенты обеспечиваются необходимой учебной и методической литературой для самостоятельной внеаудиторной работы, при необходимости они могут получать консультации у преподавателей кафедры в течение всего учебного года. Несмотря на различие форм обучения, основной задачей при изучении ботаники является необходимость формирования у всех обучающихся знаний морфологических и физиологических признаков отдельных видов растений, их положение в систематических группах растительных сообществ. В лабораторных условиях студенты осваивают методы микроскопического и визуального исследования растительных образцов, работают с определителями и атласами растений. Завершая теоретический цикл изучения ботаники, студенты очного и заочного отделений сдают экзамен  по дисциплине [6, c.17].

Известно, что «теория без практики мертва». В подтверждение этого по окончании экзаменационной сессии студенты-первокурсники очного отделения  проходят 2-х недельную учебную полевую практику по ботанике. Именно в этот период студенты имеют возможность в реальных условиях освоить технологии сбора, сушки и гербаризации растений, взятых в различных регионах края, а также на территории города либо его окрестностей. Наблюдая различные биогеоценозы, студенты анализируют их состав, проводят описание фитоценозов [2, c.8].

Учебным планом прохождения практики предусматриваются экскурсии в парковые зоны города, а также посещение ботанических садов других вузов (Кубанский государственный университет и Кубанский аграрный университет). При этом студенты получают информацию о редких видах растений, в том числе занесенных в Красную книгу реликтовых растений, узнают интересные факты об отдельных их видах. Студенты заочного отделения, используя атласы растений, учебные пособия кафедры и рекомендации преподавателей, самостоятельно готовят гербарии, которые защищают в весеннюю сессию перед экзаменом [6, c.12].

Таким образом, изучение ботаники на этапах теоретического и практического обучения студентов фармацевтического факультета уже на первом курсе способствует формированию необходимых профессиональных знаний и навыков у будущих провизоров. Полученные знания будут востребованы и использованы студентами на последующих этапах обучения и прежде всего при изучении дисциплины «Фармакогнозия». Изучение ботаники вооружает специалистов - провизоров мировоззрением бережного отношения к растительному миру нашей планеты, что в настоящее время является чрезвычайно актуальным для человека, как на региональном, так и глобальном уровнях [5, c.82].


Библиографическая ссылка

Голубцова Г.А., Нефёдова Л.В., Корхмазова С.А., Мороз А.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ БОТАНИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 76-78;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6865 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674