Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ АКУШЕРСТВА, ГИНЕКОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ

Данилова Н.Р. 1 Куценко И.И. 1 Боровиков И.О. 1 Кравцова Е.И. 1 Черный О.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1.Рабочая программа по производственной практике «помощник врача стационара» для подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 060101 «Лечебное дело» // Краснодар, 2014 - С.14.
2. Рабочая программа по производственной практике «помощник врача стационара» для подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 060103 «Педиатрия» // Краснодар, 2014 – 15 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия». // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, М.:– 2010. – 46 с.

Производственная практика студентов проводится в июне - июле, в течение 6 недель и включает три цикла: терапию, хирургию и акушерство. Эти дисциплины – основные разделы врачебной специальности, целью которых является подготовка высококвалифицированного врача, владеющего определенными знаниями в области акушерства и гинекологии, терапии и хирургии с учетом дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальности «Лечебное дело».

Производственная практика студентов IV курса является обязательной составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Структура и продолжительность практики определены Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и непосредственно ориентированы на профессионально-практическую подготовку студентов [3].

Производственная практика в системе высшего медицинского образования занимает важное место, способствуя повышению качества подготовки молодых специалистов, уровня лечебно-профилактической помощи населению.

Цель производственной практики – проверка и закрепление знаний, полученных студентами при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, овладение практическими навыками, ознакомление с организацией лечебного дела, основами организации здравоохранения, ведения медицинской документации, противоэпидемической деятельности, условиями работы врачей.

Процесс овладения практическими навыками сложен, многогранен, происходит постепенное накопление знаний на всех этапах получения образования.

На кафедре акушерства, гинекологии и перинатологии утвержден перечень практических навыков по специальности акушерство и гинекология. Разработаны и изданы методические рекомендации по овладению  практическими навыками для студентов. За последние годы повысилось материально-техническое оснащение кафедры, закуплены новые акушерские фантомы, инструментарий. В КубГМУ функционирует центр практических навыков, в котором имеются современные, позволяющие моделировать родовой акт и патологические варианты родов фантомы, на которых возможно отработать основные приемы родовспоможения и этапы оказания ургентной акушерской помощи.

При выполнении программы учебной практики обращается внимание на отработку студентами предлагаемого перечня обязательных практических навыков и умений.

Производственная практика является обязательным разделом и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-прак­тическую подготовку студентов.

Изучение практических навыков на кафедре акушерства, гинекологии и перинатологии начинается с 4 курса на базах кафедры, на каждой из которых, несмотря на значительную отдаленность друг от друга, организованы локальные фантомные классы, что позволяет во время производственной практики отрабатывать профессиональные навыки. При необходимости ряд навыков и умений отрабатывается в фантомном классе КубГМУ.

На основе новых общеобразовательных стандартов на кафедре были разработаны:

Рабочая программа производственной практики «Помощник врача» терапевтического, хирургического профиля, учебной дисциплины «Акушерство и гинекология» по специальности 060101 «Лечебное дело» и по специальности 060103 «Педиатрия», составленная  на основании ФГОС-3 ВПО по направлению подготовки врача специальности 060101 «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» «ноября» 2010 г. № 1119 и учебного плана по направлению подготовки по специальности 060101 «Лечебное дело», одобренного Ученым советом ГОУ ВПО «РГМУ Росздрава» от «16» мая 2011 г. В программе заложены основные цели, задачи практики и пути её реализации [1, 2].

Задача производственной практики по акушерству - дать основные знания клинико-физиологических особенностей репродуктивной системы женщин, процессов, происходящих в организме женщины с физиологически  протекающей беременностью, процесса нормальных родов, физиологического послеродового периода, основных и дополнительных методов обследования беременных, рожениц и родильниц, принципов лечения и оказания неотложной помощи; обеспечить проверку и закрепление знаний, полученных студентами при изучении хирургических дисциплин; дальнейшее углубление и совершенствование, приобретенных в процессе обучения практических навыков обследования и лечения больных с хирургическими заболеваниями; овладение навыками ведения медицинской документации.

Для этого студент должен с помощью кураторов-преподавателей и врачей учреждений здравоохранения овладеть знаниями и сформировать умения в процессе работы. Заключены долгосрочные договоры с руководителями лечебно-профилактических уч-реждений. Выделены преподаватели, курирующие производственную практику.

Базами для прохождения производственной практики по акушерству являются родильные объединения и перинатальные центры, родильные отделения ЦРБ, женские консультации. Практика проводится как на лечебных базах краевого центра, так и в районах края. Это особенно удобно студентам, которые учатся по направлениям из районов края. Кроме того, не раз обращалось внимание на качественную подготовку студентов во время производственной практики, т.к. известно, что за счет студентов многие лечебные учреждения в летний период решают кадровые вопросы.

Во время прохождения производственной практики студенты должны:

1) ознакомиться с санитарно-эпидемиологическим режимом лечебного учреждения, порядком приема и выписки больных лечебного учреждения любого профиля, медицинской отчетностью;

2) принимать участие в санитарно-просветительных и профилактических мероприятиях, проводимых в лечебных учреждениях, в научных и клинико-анатомических конференциях;

3) научиться оформлять медицинскую документацию;

4) освоить обязательные практические навыки по акушерству;

5) провести не менее двух ночных дежурств во время каждой курации;

6) по заданию руководителя подготовить реферат или санбюллетень по основным проблемам акушерства, терапии, хирургии.

Студент должен знать: основные этапы работы врача в стационаре акушерско-гинекологического профиля.

Аттестация студентов проводится на основе балльно-рейтинговой системы в два этапа:

1 этап - предоставление в соответствии с установленными требованиями «Дневника», письменного отчета и отзыва руководителя практики от учреждения здравоохранения;

2 этап - экзамен.

По итогам аттестации выставляется оценка.

Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу производственной практики без уважительной причины, при наличии дисциплинарных нарушений, при отсутствии документов с места прохождения практики, получившие отрицательную оценку на экзамене, могут быть отчислены из КубГМУ как имеющие академическую задолженность, предусмотренную уставом вуза.

Мы полагаем, что используемые на кафедре акушерства, гинекологии и перинатологии формы обучения студентов способствуют формированию навыков и умений по соответствующей специальности, помогает закрепить полученные теоретические знания, что в итоге поможет будущим молодым специалистам легко адаптироваться в будущей профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Данилова Н.Р., Куценко И.И., Боровиков И.О., Кравцова Е.И., Черный О.В. ЗНАЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ АКУШЕРСТВА, ГИНЕКОЛОГИИ И ПЕРИНАТОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 91-93;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6873 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674