Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ

Иванова Л.А. 1 Малыгина Л.С. 1 Ростовцева О.Н. 1 Дукина Л.Н. 1 Король И.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Шадрина Э.М. Диагностическое тестирование студентов первого курса – один из механизмов внутривузовской системы качества образовательного процесса. – Медицинское образование и вузовская наука, 2013, № 1 (3). – С. 9-13.
2. Корольчук И.С., Бурба Л.В., Филинченко Е.М. и соавт. Лекция в формате «обсуждение клинического случая» как инновационная форма обучения врачей. - Международный журнал экспериментального образования, 2014, №4. – С. 134 – 135
3. Миронова Г.В. Акмеологическое развитие личности в период ранней юности (15-20 лет) как актуальная проблема поиска смысла жизни в процессе образования формирующейся личности. Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XVI симпозиума. Электронный сборник. - М.: УРАО «Психологический институт», 2011. – С. 264 – 267.
4. Corrin, L. Exploring medical students’ use of technology. In G. Williams, P. Statham, N. Brown & B. Cleland (Eds.), Changing Demands, Changing Directions. ProceedingsasciliteHobart,2011. – Р. 293.
5. University of British Columbia Faculty of Medicine. Educational Technology Strategy UBC FoM Educational Technology Strate, 2010. – Р. 1-23.

В университетскую практику всего мира в настоящее время внедряется широкий спектр новых образовательных технологий. Например, по данным исследования Линды Коррин, профессора высшей школы медицины Университета Вуллонгонг (Австралия), использование новых информационных технологий (интернета, программного обеспечения для обработки текстов, электронных таблиц, презентации, программного обеспечения аудио- и видеотехники) создает новые возможности для повышения качества медицинского образования [4, с.9]. Колумбийский университет включил в свою работу стандарты технической грамотности для преподавателей, учащихся и персонала, пропагандирует внедрение электронных образовательных программ в учебный процесс [5, с.5].

Одной из первостепенных задач реформирования отечественной системы подготовки врачейявляется поиск путей повышения качества образования [1, с.9]. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, не менее 20% учебного времени должны составлять занятия, проведенные в активных и интерак­тивных формах. Опыт преподавателей постградуальной формы обучения показывает, что традиционные лекции не удовлетворяют курсантов и порождают множество вопросов, поскольку у каждого из них имеются базисные знания, за плечами свой профессиональный опыт, и они хотели бы обсудить современные достижения того или иного направления эндокринологии [2, с.134].

В поиске разрешения этих проблемна кафедреэндокринологии факультета повышения квалификации врачей и последипломной подготовки специалистов Кубанского государственного медицинского университета Минздрава России (ГБОУ ВПО КубГМУ) внедрены:

Инновационная методика «новый формат занятий».

Проектно-исследовательская деятельность ординаторов, интернов.

Методика «новый формат занятий» применяется для повышения квали­фикации врачей, интегрирует элементы разных интерактивных технологий обучения: деловые игры, учебную дискуссию с элементами «мозгового штурма», ситуационный анализ, модерацию. Реализация данной методики осуществляется через активное сотрудничествопреподавателей и слушателей. Этот методикапредполагает работу в малых группах и ставит своей целью эффективное усвоение учебного материала слушателями, выработку у них способности воспринимать разные точки зрения, умение конструктивно обсуждать проблему и решать конфликты в процессе совместной работы.

Данная инновационная методикавключает три этапа. На первом этапепреподаватель моделирует клиническую ситуацию и формулируетзадачи для врачей-слушателей, сообщает современные данные по определенной научной проблеме.Врачам предоставляется возможность задать вопросы и привести интересные случаи из собственной практики. На втором этапе одна из клинических ситуацийстановится предметом дискуссии. Участники разбиваются на несколько групп, поддерживающих разные научные концепции в отношении обсуждаемого вопроса. Третий этап включает оценку результатов дискуссии, подведение итогов занятия.

Например, вначале занятия преподаватель демонстрирует клинический случай артериальной гипертензии с симпатоадреналовыми кризами, определяет цели диффе­ренциального диагноза, сообщает научные данные об особенностях течения артериальной гипертензии при различных заболеваниях, стимулирует интерес к проблеме. Слушатели разделяются на малые группы по 3-7 человек. Преподаватель, выступая в роли модератора, инициирует дискуссиюи направляет ее к достижению общей цели. По окончании обсуждения подводят итоги, детально рассматривая каждую версию рабочего диагноза, выносят окончательный диагноз.

Для того чтобы выявить преимущества методики «новый формат занятий» по сравнению с традиционными лекциями мы провели следующее исследование. В экспериментальную группу включили 78 врачей-эндокринологов, обучавшихся на циклах усовершенствования врачей по специальности «Эндокринология» с 2010 по 2014 годы. Контрольная группа была сформирована на основании анализа результатов обучения врачей по традиционной методике за период с 2008 по 2010 год (n = 46).Сформированные группы не различались по возрасту, полу, длительности врачебного стажа, исходному уровню знаний (по результатам вводного тестового контроля) и продолжительности образовательной программы. Эффективность обучения оценивалась по результатам итогового тестового контроля и выражалась в процентах правильных ответов. Показатель эффективности в основной группе «вовлеченных» врачей-эндокринологов составил 96,2 ± 1,4 %, а в контрольной группе 73,2 ± 1,1 % (р<0,0021).

Вторая разновидностьинноваций, проектно-исследовательская деятельность, изучаласьв среде учащихся постградуальных форм обучения. Целью исследования являлось выявление преимуществ проектно-исследовательской деятельности учащихся по сравнению с традиционными формами самостоятельной работы.

В исследование включали клинических ординаторов (n = 43) и интернов (n = 50), обучавшихся на кафедре эндокринологии в 2012-2014 годах. Первый этап проектно-исследовательской деятельности включал выбор темы, определение проблемы и знакомство со смыслом проектного подхода. Роль преподавателя - мотивация учащихся и определение целей. На втором этапе (планирования)определялись источники информации и способы представления результатов, вырабатывался план действий, предлагались идеи. На третьем этапеосуществлялсясбор информации (работас избранными историями болезни пациентов, самостоятельный осмотр и опрос больного). На четвертом этапеобучающиеся сопоставляли полученную информацию с научной информацией по соответствующей нозологической единице (рекомендации, консенсусы и др.). На пятом этаперезультаты исследования представлялись в виде устного докладана заседании кафедры, подготовленного с использованием современных компьютерных технологий. Итогом данного вида деятельности являласьколлективная оценка выполненной работы с привлечением врачей-эндокринологов и преподавателей в качестве рецензентов и оппонентов. Мнение учащихся о новых формах обучения оценивалось по методике независимой оценки, которая была разработана на кафедре эндокринологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в 2010 году (табл.). Анкета включала 3 блока вопросов: 1) уровень интереса к избранной профессии; 2) повышение самооценки, наличие возможности самовыражения, самопроявления, самопрезентации [3, с. 266]; 3) эффективность усвоения предложенной образовательной программы по специальности «Эндокринология».

Эффективность проектно-исследова­тель­ской деятельности среди клинических ординаторов и клинических интернов оценивалась по итогам зачетных занятий с использованием 5-бальной системы. Минимальное число баллов было равно нулю, максимальное число – пяти. Средний балл учащихся, привлекавшихся к проектной деятельности (n = 46) был существенно выше и составлял 4,98 ± 0,03 (р = 0,0012) по сравнению с 3,02±0,02 баллами (р = 0,0012) в контрольной группе. Результаты независимой оценки мнения учащихся показали позитивное отношение большинства участников к новым образовательным технологиям (табл.).

Таблица

Независимая оценка мнения клинических ординаторов и интернов о

проектно-исследовательской деятельности

Блок воп­росов № п/п

Основные вопросы анкеты

Позитивное отношение. Количество ответов «Да»,

n (%)

Негативное от­ношение. Количество ответов «Нет»,

n (%)

1.

Повысился ли интерес к профессии за период обучения на кафедре, и укрепилось ли убеждение в правильности выбора профессии

 

 

45 (1,0)*

 

 

2.

Считаете ли Вы полезным привлечение к данной форме обучения, лучшему знакомству с коллегамигармонизации отношений, сплочению коллектива, повышению самооценки

 

 

 

42 (93) *

 

 

 

3 (7)

3.

Улучшается ли усвоение материала слушателями при новой форме проведения лекций в сравнении с традиционной

 

 

39 (87) *

 

 

6 (13)

Примечание: * - значение р<0,001.

 

Внедрение методики «новый формат занятий» способствовало повышению эффективности обучения врачей на 23% по сравнению с традиционными лекциями. Эффективность проектно-исследовательской деятельности среди клинических ординаторов и клинических интернов превышала традиционную в среднем на 1,96 балла (39%).

Стремление сотрудников ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России повысить эффективность медицинского образования является лишь частью глобального процесса. Мы надеемся, что внедрение новых образовательных методикна нашей кафедре будет способствовать интеграции российской и зарубежной системы медицинского образования, атакже успешной профессиональной деятельности наших выпускников в условиях медицины будущего.


Библиографическая ссылка

Иванова Л.А., Малыгина Л.С., Ростовцева О.Н., Дукина Л.Н., Король И.В. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДИК НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЭНДОКРИНОЛОГИИ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 122-125;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6890 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674