Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Международный журнал экспериментального образования" № 1 от 14.08.19г. на основании выявления неправомерного заимствования в недопустимом объеме материалов научной работы НЕКРАСОВА И.И., ЦЫГАНСКИЙ Р.А. "РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ В АСПЕКТЕ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА" УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ ИМ. Н.Э. БАУМАНА Том: 202 Год: 2010 Страницы: 304-307
Каде А.Х. 1 Занин С.А. 1 Трофименко А.И. 1 Поляков П.П. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Занин С.А. Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении нормальной физиологии человека / С.А. Занин // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 133-135.
2. Каде А.Х. Организация самостоятельной работы студентов при изучении патологической физиологии / А.Х. Каде [и соавт.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №4. – Ч.1. – С. 128 – 130.
3. Каде А.Х., Занин С.А. Инновации в подготовке врача общей практики / А.Х. Каде, С.А. Занин // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – №4. – Ч.1. – С. 119 – 121.

Преподавание теоретического материала на основе наглядных примеров является основополагающим методическим приемом медицинской образовательной деятельности. При обилии теоретического материала, предназначенного для усвоения, достигнуть успешного решения задач образовательного процессасовременному студенту возможно только в случае изложениятеоретического материала при помощикомплексного модульного методав нагляднойформе. При этомна основе непосредственного восприятия успешно формируется понятийный аппарат мышления по изучаемой дисциплине.

На современном этапе развития медицины для усвоения учебного материала патологической физиологии недостаточно слушать лекции и изучать механизмы патологических процессов в текстовом изложении. Хорошая теоретическая подготовка, необходимая для рациональной мыслительной деятельности будущего врача, достигается лишь при комплексном модульном преподавании патологической физиологии, складывающемся из прослушиваниякурса лекций, выполнения экспериментального практикумаи самостоятельной работы студентовспредлагаемойлитературой [1, 2].

Экспериментальное моделирование является ключевым методом патологической физиологии и широко применяется как припроведении научно-исследовательской деятельности, так и в области преподавания. Эксперимент дает возможность в контролируемых условиях воспроизводить патологию, что позволяет наглядно изучать общие закономерности развития патологических процессов. Перед экспериментатором стоит задача отслеживать развивающиеся при этом нарушения функций, сопоставлять их с действием на организм повреждающих факторов и выяснять механизмы развития той или иной патологии.

Принцип наглядности особенно актуален при подготовке врачей, поэтому нельзя полностью исключить эксперименты, в том числе и острые опыты, из процесса обучения студентов патологической физиологии.

Следуя концепции гуманного использования животных и альтернативных методов преподавания в образовании, выдвигаемой Международным сообществом за гуманное образование «InterNiche», Европейской коалицией за искоренение экспериментов на животных (ЕСЕАЕ), а также с целью повышения качества обучения и уменьшения доли инвазивных методов при подготовке студентов-медиков кафедраобщей и клинической патофизиологии КубГМУ создает и активно использует в учебном процессе слайд-презентации и видеофильмы экспериментов для студентов, изучающих дисциплину «Патологическая физиология».

На данном этапе на кафедре созданы слайд презентации и видеоматериалыпрактически ко всем практическим занятиям:

1. Моделирование аллергических реакций на лабораторных животных (аллергические реакции I типа - анафилактический шок у морской свинки; реакции III типа - феномен Артюса у кролика) (видеофильмы изготовлены сотрудниками кафедры).

2.  Моделирование типовых рас­стройств периферического кровообращения и микроциркуляции (артериальная и венозная гиперемия, жироваяэмболия сосудов брыжейки у лягушки, стаз крови) (видеофильм изготовлен сотрудником кафедры).

3.  Патологическая физиология печени (влияние компонентов желчина проводящую систему сердца, с одновременной регистрацией ЭКГ).

4. Механизмы аллергических реакций под микроскопом (японский фильм).

Носителями информации являются CD-, DVD-диски. Воспроизведение информации осуществляется с помощью компьютера, ноутбука, мультимедийного проектора.

Максимально реализованный принцип наглядности позволяет оптимизировать восприятие, многократно воспроизвести эксперимент, вникнуть в его детали. Благодаря полимодальности представляемой информации (слуховые, зрительные образные, зрительные, символьные раздражители) эффективнее актуализируются механизмы памяти. Такой инновационный подход актуален с позиции индивидуальных когнитивных способностей человека. Немаловажно, что данный методологический подход позволит, отказавшись от систематического воспроизведения острых опытов, снизить количество используемых в учебных целях животных [3].

Учебный процесс издавна базировался на «трех китах»: подаче учебной информации преподавателем, ее усвоении студентами и контроле усвоения данной информации. Каждые 7-8 лет естественнонаучное знание на планете удваивается, и становится сложно ориентироваться в потоке информации. В последнее время возникло новое понятие -информационный стресс. Творческое начало в деятельности преподавателя должно заключаться в помощи студентам ориентироваться в этом потоке информации и привитии им умений и навыков «раздобыть» интересующую их информацию.

Важным является аспект подачи учебной информации. Творчество преподавателя в этой сфере должно быть направлено на оформление и предъявление информации таким образом, чтобы при минимуме затраченных психофизиологических ресурсов студента был получен максимальный эффект усвоения. Как показали результаты успеваемости студентов на промежуточной аттестации и итоговом контроле, а также учет индивидуального мнения студентов, использование созданных нами видеоматериалов существенно улучшает усвоение учебного материала [3].

Интеграция информационных и коммуникационных технологий в образовании диктует необходимость разработки новой методологии преподавания патофизиологии при подготовке врача. Для того чтобы данный инновационный принцип имел системный характер, необходима интеграция педагогов-патофизиологов с целью разработки единых методологических подходов в создании мультимедийного образовательного продукта, не существующего до настоящего времени.