Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Каунова И.В. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Лукьянова Л.В. Русский язык для иностранных студентов-медиков. – Спб., 2001.
2. Титова Ж.Н., Усатенко М.Н. Нетрадиционные формы занятий в иностранной аудитории. // Традиции и новаторство в преподавании родного и иностранного языков в вузе: материалы международной научно-практической конференции (3-4 февраля 2011) / Сост. С.Ю. Тюрина.– Иваново, 2011.– С.190–192.
3.Яешник Г.И. Лингводидактические игры при обучении русской речи студентов национальных групп (на материалепредложно-падежной ивидо-временной систем русского языка. I семестр). // Кубанский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт, подготовительный факультет, кафедра русского языка. - Краснодар, 1989.

Одной из важных задач курса русского  языка для иностранных учащихся является обеспечение общения в первую очередь в учебно-профессиональной сфере их деятельности (практическое занятие по специальности, зачет, экзамен).

Решению данной задачи может помочь использование на занятиях, наряду с традиционными формами учебной работы, игровых заданий, которые позволяют активно усваивать специальную лексику, тренировать грамматический материал, развивать монологическую и диалогическую речь. Кроме того, подобного рода задания благодаря присущим им элементам соревнования такжеспособствуютсозданию положительной мотивации, установлению в аудитории атмосферы непринужденного общения и заинтересованности в предмете.

Накопленный практикой преподавания РКИ опыт использования игровых заданий показывает, что это одно из эффективнейших средств формирования языковых навыков и развития умений русской речи у иностранных студентов, при условии,что содержание материала и характер заданий, предлагаемых во время игр, направлены не на простое воспроизведение материала, а на развитие у студентов мыслительных процессов: умения выявлять, сопоставлять и сравнивать явления и факты; мгновенно анализировать и синтезировать их; делать правильные выводы из фактов.

Ниже приведены примеры игр и игровых упражнений, которые можно использовать в обучении иностранных студентов-медиков I и II курсов для формирования лексико-грамматических навыков, необходимых для их свободного устного высказывания на темы специальности.

Чтобы помочь иностранным учащимся лучше усвоить анатомические термины, можно провести на занятии, например, такие игры, как:

1. «Нарисуй форму». Цель игры – за 1 минуту нарисовать форму, которую обозначают предложенные преподавателем сложные прилагательные (например, червеобразный, дугообразный, клювовидный, крыловидный, яйцевидный, нитевидный, грушевидный, ромбовидный, треугольный, четырёхугольный). Тот, кто не сумел правильно справиться с заданием, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается последним.

2. «Кто быстрее?».Подберите сложные прилагательные, передающие значение каждого данного сочетания слов:

Отросток кости, похожий на меч; сустав, похожий на шар; кость, похожая на клин; отросток кости, похожий на крючок; клапан сердца, который состоит из двух частей; клапан сердца, который состоит из трёх частей.  

3. «Кто последний?». Студентам необходимо назвать все части скелета человека, не глядя на рисунок в книге. Выигрывает тот, кто назовёт последнее слово.

4. «Куда поместить слово?». Цель игры – семантическая дифференциация лексики по теме « Названия частей тела». Вычеркните не относящееся к группе слово и внесите его в соответствующую группу.                           Части тела: голова, шея, затылок, туловище (затылок).                                                  Части верхних конечностей: локоть, голень, предплечье, запястье (голень).               Части нижних конечностей: таз бедро, стопа, ключица (ключица).                                Части грудной клетки: ребро, грудина, поясница, позвоночник (поясница).                  5. «Четвёртый лишний».    Найдите не относящееся к данной группе слово.

Ход игры. Задача студентов – проанализировать предложенный ряд из четырёх элементов и назвать лишний, т.е. тот, у которого нет качества, общего для остальных. В ответе нужно объяснить, почему именно это слово лишнее.   

* Кости запястья, пястные кости, кости плюсны, фаланги пальцев (кости запястья, остальные – трубчатые кости).

* Бугор, гребень, ямка, отросток  (ямка, остальные – анатомические термины, обозначающие возвышения над поверхностью кости).    

* Печень, локоть, кисть, голень (локоть, остальные – существительные женского рода).

* Гортань, трахея, бронхи, пищевод (пищевод, остальные – относятся к дыхательной системе).

6.«Кто первый?». Все получают рисунок с изображением черепа и пронумерованный список слов с названиями его частей ( 1- затылочная кость, 2- теменная кость, 3- лобная кость, 4- скуловая кость,5- носовая кость, 6- верхняя челюсть, 7- нижняя челюсть, 8- сосцевидный отросток, 9- шиловидный отросток, 10 – глазница). Последовательность слов во всех списках различна. Выигрывает тот, кто первым расставит на рисунке номера, соответствующие словам из списка.

7. « Найди пару». Цель игры – семантическая дифференциациялексики по теме « Кости скелета».  

Вариант А. Студентам предлагается подобрать к существительному подходящее прилагательное. Побеждает тот, кто быстрее всех и при этом правильно выполнит задание.

вещество                      длинный 

мозг                                верхний

нерв                              мимический

мышцы                                   подглазничный

 ямка                             лицевой

 отверстие                        спинной

челюсть                           рёберный

кость                             компактный              

Вариант Б. В этом варианте игры студенты должны наоборот быстро подобрать к прилагательным правильные анатомические названия.                                           

Верхний плечевой …   (пояс)             Грудная …                 (клетка)                      Костный …                (мозг)

  Черепная …               (коробка)       

  Губчатое …               (вещество)                 Позвоночный …        (столб)           

  Ушная …                    (раковина)                  Висцеральный …       (череп)           

7.    «Наведи порядок в предложении».

Задание – составить предложение из слов. Порядок может быть как последовательным, так и непоследовательным. Например:

*слуховая часть, внутреннее ухо, напоминать, раковина улитки. – Слуховая часть внутреннего уха напоминает раковину улитки.         

*рёбра, грудина, и, грудная клетка, образовать, грудные позвонки. – Грудную клетку образуют рёбра, грудина и грудные позвонки.          

9. «Снежный ком». Цель игры – развитие умений построенияпредложений на определенную тему по анатомии и расширение объёма речевой памяти.

Ход игры. Преподаватель начинает игру, называя своё предложение. Первый участник игры повторяет это предложение и к нему присоединяет свою часть при помощи союза « а также». Второму участнику нужно повторить уже названные части и затем добавить свою. Студенты, не сумевшие повторить весь «ком», выбывают из игры – и так до определения победителя. Например:

Преподаватель: В висцеральном черепе различают верхнюю челюсть, нижнюю носовую раковину.  

I-ый студент: В висцеральном черепе различают верхнюю челюсть, нижнюю носовую раковину, а также нёбную кость.

2-ой студент: В висцеральном черепе различают верхнюю челюсть, нижнюю носовую раковину, нёбную кость, а также носовую кость и т.д.

10. « Кто точнее?». Цель игры – формирование навыков и умений лексико-грамматического оформления речевого высказывания типа описания.

Ход игры. Группа делится на две команды. Преподаватель предлагает им внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображен грудной позвонок, а затем, не глядя в книгу, рассказать о его строении. Побеждает та команда, которая точно описала данный предмет, использовав при этом самые разнообразные грамматические конструкции (что состоит из чего; что включает в себя что; что имеет своей составнойчастью что ит.п.).

Данная статья не ставит целью рассмотреть образцы всех видов игр и игровых упражнений, однако совершенно ясно, что обращение к игре на занятиях по русскому языку при обучении иностранных учащихся даёт возможность усваивать лингвистический материал в занимательной и более запоминающейся форме.           


Библиографическая ссылка

Каунова И.В. ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 129-131;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6893 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674