Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО

Литвинова Т.Н. 1 Выскубова Н.К. 1 Ненашева Л.В. 1 Вальтер Н.И. 1 Литвинова М.Г. 1 Юдина Т.Г. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Герус, С.А. Методика формирования обобщенных умений по химии на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Санкт-Петербург, 1994 г. – 19 с.
2. Ефремова, Н.Ф. Гарантия качества компетентностного обучения в надежности оценки достижений обучающихся // Фундаментальные исследования.– 2-14.– №11-5.– С. 1161-1166.
3. Звонников, В.И., Челышкова, М.Б. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: Установочные оргпнизационно-методические материалы тематического семинарского цикла. – М.: ИЦПКПС, 2010.– 30 с.
4. Кузнецова, Н.Е. Формирование обобщенных умений на основе алгоритмизации и компьютеризации обучения // Химия в школе. - 2002. - № 5. - С. 16.
5. Литвинова, Т.Н., Овчинникова, С.А., Кириллова, Е.Г., Ненашева, Л.В. Формирование обобщенных умений у студентов фармацевтического факультета в курсе аналитической химии // Международный журнал экспериментального образования.– 2011, №4, С. 136 -139.
6. Литвинова, Т.Н., Юдина Т.Г. Методологические подходы к профессиональной подготовке студентов фармацевтического факультета при изучении аналитической химии / Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 62 – 67.
7. Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: пособие к спецкурсу. – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. – 25 с.
8. Шалашова, М.М. Непрерывность и преемственность измерения химических компетенций учащихся средних общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Москва, 2009. – 41с.
9. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки специалистов по разным направлениям (лечебное дело, педиатрия, стоматология и др.). Эти требования разработаны на основе компетентностного подхода, поэтому представлены в виде общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций.

Химическое образование будущего врача имеет огромное значение не только для его общей, но и профессиональной подготовки, поскольку идет широкая и глубокая химизация медицины и фармации. В настоящее время врачи и население стали уделять большое внимание химическому составу лекарственных препаратов, пищи, средств гигиены и косметологии и других, а также здоровому образу жизни, соединяющих интересы химии и медицины. Поэтому нами расширенперечень общих и профессиональных компетенций, зафиксированных в ФГОС ВПО по основным направлениямподготовки специалистов медицинского профиля, формирование которых возможно в процессе изучения химии студентами лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов.

Содержание обучения составляют четыре взаимосвязанных компонента: 1) знания; 2) способы действий (умения и навыки); 3) ценности и ценностные отношения (к химии и ее роли в жизни, в профессии, формировании мировоззрения, культуры); 4) опыт творческой деятельности. Все они включаются в содержание и применяются в процессе действенного овладения химическими дисциплинами [4].

Психологи убедительно доказали, что приобрести сознательные, мобильные и действенные знания и умения можно только в собственной учебно-познавательной деятельности. Знания в действии – это умения и навыки. Овладение ими зависит от мотивации учения, от включения студентов в разнохарактерную и разноуровневую учебную деятельность, от активного применения знаний и умений на практике.

Знания усваиваются с различной глубиной, на разном уровне:одни на уровне информации; другие, в первую очередь действующие знания, на основе которых формируются умения и навыки, наиболее глубоко и прочно, как личностные; третьи — на уровне методологических знаний. С одной стороны, можно рассматривать умение как способность производить какое либо действие сознательно, а навык – как способность совершать это же действие автоматически. С другой стороны, если действие состоит из многих «шагов», т.е. является сложным, то оно выполняется с помощью ряда навыков.

Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности. Следовательно, обучение – это тоже вид деятельности. В педагогике его рассматривают как вид совместной деятельности студента и преподавателя, направленной на получение запланированного результата.

В процессе обучения студенты овладевают всеми компонентами содержания предмета, на их базе осуществляется развитие, воспитание и формирование профессиональной компетентности специалиста.

Основа обучения – учебно-познавательная деятельность студента.Ее характеристики: предметность, целенаправленность, мотивированность, осознанность; преобразующий характер [9]. Любая деятельность состоит из действий, следовательно,действие – это операциональная единица деятельности.

Мы выделяем следующие виды познавательной деятельности по химии:

Организационно-ориентировочная (организация, планирование работы, подготовка ориентировочных основ действий - ООД);

Информационно-поисковая (поиск и переработка информации);

Интеллектуальная (логические приемы, умственные действия с понятиями, теориями и др.);

Экспериментально-практическая (лабораторные и практические работы, лабораторно-экспериментальные процедуры и исследования);

Задачная (решение химических задач и тестов разного вида);

Символико-графическая (составление и интерпретация формул и уравнений, перекодирование информации, создание символико-графических конструктов, использование их функций и др.);

Коммуникативная (общение, диалог с использованием языка науки, перекодирование, раскрытие смысла, значения номенклатуры, терминов в речевой деятельности, коммуникация через Интернет);

Учебно-исследовательская (включение исследовательского компонента в лабораторные и практические работы);

Рефлексивно-оценочная (анализ, оценивание результатов расчета, эксперимента и т.д.).

В педагогической науке выделяют простые, сложные и обобщенные умения [1, 4, 7]. Основой будущих профессиональных компетенций студентов-медиков являются обобщенные умения, формируемые у них, в том числе в курсе химии [5].

Под обобщенными умениями мы понимаем такие, которые обладают широтой переноса и могут быть использованы при решении широкого круга задач, выходящих за рамки того предмета, при изучении которого состоялось их формирование, а также в практической деятельности. Обобщенные умения можно рассматривать как связующее звено между знаниями, умениями и навыками, формируемыми у студентов в процессе обучения, и компетенциями, которыми они должны обладать после окончания медицинского университета, чтобы быть профессионально компетентными врачами [6].

В работах отечественных ученых термин «компетенция», главным образом, трактуют каксферу приложения знаний, умений, навыков человека и чаще используют для определения границ сферы деятельности специалиста, а термин «компетентность» применяют для оценки качества этой деятельности.

В настоящее время в системе высшего, в том числе медицинского, образования дидактические материалы с готовыми к внедрению в учебный процесс оценочными средствами сформированных компетенций практически не разработаны. Оцениванию качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО посвящен ряд исследований [2, 3, 8 и др.].

Мы предлагаем оценивать результаты освоения учебного курса химии по сформированности обобщенных умений в соответствии с вышеуказанными видами познавательной деятельности студентов и с опорой на таксономию целей Б. Блума.

Приведем примеры оценивания задачной деятельности студентов.

Тестовое задание: Какие из перечисленных водных растворов изотоничны друг другу: а) 10%-ные растворы глюкозы и фруктозы; б) 10%-ные растворы глюкозы и сахарозы; в) 0,1М растворы глюкозы и NaCI?Ответ поясните.

1) все;               2) а, в;             3) а, б;             4) в;                 5) а.

Ответ на данное тестовое задание и его аргументация предполагают:

знание понятия изотоничности, закона Вант-Гоффа, на основании которого рассчитывают осмотическое давление, массовой доли вещества в растворе, молярной концентрации,что глюкоза и фруктоза являются неэлектролитами с одинаковой молекулярной массой, а хлорид натрия - электролитом;

понимание того, что растворы изотоничны при одинаковом осмотическом давлении; применение закона Вант-Гоффа для расчета осмотического давления;

анализ сравнения определения осмотического давления неэлектролитов и электролитов;

вывод из результатов расчетов;

оценка осмотических свойств предлагаемых растворов.

Расчетная задача: Пороги коагуляции некоторого золя электролитами: KNO3, MgCl2, NaBr равны соответственно: 50,0; 0,8; 49,0 ммоль/л. Рассчитайте коагулирующее действие каждого электролита, сравните их коагулирующую способность. Каков знак заряда коллоидной частицы? Ответ поясните, прогнозируйте возможность коагуляции при применении электролитов в медицинской практике.

Решение этой задачи предполагает:

знание понятий «порог коагуляции», «коагулирующее действие», правила Шульце-Гарди;

понимание взаимосвязи этих понятий;

применение правила Шульце-Гарди для определения коагулирующей способности электролитов;

анализ коагулирующей способности электролитов на основе правила Шульце-Гарди - коагулирующее действие тем сильнее, чем выше заряд иона-коагулянта;

вывод о том, что поскольку анионы в предложенных электролитах однозарядны, то ионами-коагулянтами являются двухзарядные катионы магния;

оценка - в соответствии с правиломШульце-Гарди заряд иона коагулянта противоположен заряду коллоидной частицы, которая, следовательно, заряжена отрицательно; коагуляция является одним из осложнений неправильного применения растворов электролитов в медицинской практике.

Экспериментально-расчетная задача: В растворы, с концентрацией уксусной кислоты 0,1, 0,2, 0,3 и 0,4 моль/л, объемом по 50 мл, добавьте активированный уголь, массой 2 г. После окончания адсорбции определите концентрацию уксусной кислоты. Постройте изотерму адсорбции (моль/г) уксусной кислоты по полученным данным.

Решение этой задачи предполагает:

знание понятия адсорбции, закона эквивалентов как основы титриметрического анализа, правил безопасной работы с химическими веществами, стеклянной посудой, правил титрования;

понимание особенностей адсорбции вещества из раствора на твердом адсорбенте, способа определения концентрации уксусной кислоты после адсорбции;

применениетитриметрического кислотно-основного метода анализа для определения концентрации уксусной кислоты после адсорбции;

анализ результатов титрования, расчетов на основе закона эквивалентов, графическое изображение полученных результатов;

синтез – разработка плана экспериментального определения адсорбционной способности твердых сорбентов;

оценка – обоснование зависимости величины адсорбции растворенного вещества от его концентрации в растворе.

Разнообразные компетентностно-ориентированные задания, выявляющие сформированность обобщенных умений, способствуют совершенствованию оценивания качества обучения студентов.


Библиографическая ссылка

Литвинова Т.Н., Выскубова Н.К., Ненашева Л.В., Вальтер Н.И., Литвинова М.Г., Юдина Т.Г. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 164-167;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6909 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674