Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

РОЛЬ И МЕСТО НОВОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ

Никифорова Е.Б. 1 Сампиев А.М. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Дмитрук С.И. Фармацевтическая и медицинская косметология: учебник. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 184 с.
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 17 января 2011г. №38 «Об утверждении и внедрении Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) «специалист»).
3. Сампиев А.М. Проблемы внедрения ФГОС ВПО по специальности «Фармация» и необходимость модернизации высшего фармацевтического образования / Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2012. -№5. – С.51-55.
4. Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

В последние годы наблюдается достаточно активное развитие косметологии как области научных знаний, посвященных средствам и методам ухода за кожей и ее придатками. Научные достижения в дерматологии, физиологии, химии, фармакологии, хирургии в значительной степени изменили место и роль косметологии. В настоящее время по глубине и эффективности воздействия на организм она тесно связана с медициной и фармацией. В частности, отмечается тенденция развития косметологии, характерной особенностью которой является существенное усложнение рецептур косметических средств за счет введения в их состав новых биологически активных (БАВ) и вспомогательных веществ [1].

Косметические средства широко представлены в товарном ассортименте аптечных организаций, что в настоящее время закреплено законодательно. В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" «аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать … парфюмерные и косметические средства…» [4].

Следует отметить, что косметические препараты, реализуемые в аптеках, в настоящее время зачастую позиционируют как лечебно-косметические средства, разрешенные к применению не только для профилактики, что характерно для обычных косметических продуктов, но и для лечения косметических заболеваний. С современной точки зрения лечебно-косметические средства характеризуются достаточно выраженной фармакологической активностью, способностью влиять на физиологические процессы, протекающие в клетках кожи, что приближает их к лекарственным средствам. В этой связи специалисты, имеющие отношение к обращению лечебно-косметических средств, и, в частности, провизоры должны обладать специальными знаниями в области биохимических и физиологических особенностей кожи, волос и слизистых оболочек; БАВ и вспомогательных веществ, используемых в косметологии; технологии получения и контроля качества разнообразных лечебно-косметических форм; новейших достижений мировой косметологии и состояния российского косметического рынка [1]. Кроме того, работник аптеки должен быть подготовлен к решению вопросов изготовления косметических средств по рецептам врачей-дерматологов или врачей-косметологов. Поэтому изучение вопросов фармацевтической косметологии в процессе подготовки будущих провизоров представляется актуальным и необходимым [3].

Надо сказать, что отдельные вопросы, касающиеся лечебно-косметических средств, в образовательном процессе подготовки провизоров рассматривались и ранее. В частности, при изучении фармацевтической технологии студенты знакомятся с  некоторыми особенностями технологии лечебно-кос­метических препаратов. Однако часов, отводимых для изучения данного материала, явно недостаточно. Что же касается знаний многообразного количества БАВ и вспомогательных веществ, входящих в состав современных косметических средств, то такие вопросы если и изучались ранее, то очень ограниченно и достаточно разрозненно. То же самое касается и номенклатуры косметических средств, изучение которой фактически не предусмотрено ни одной из учебных дисциплин и с которой выпускник вынужден знакомиться, главным образом, уже непосредственно на рабочем месте.

В связи с выше изложенным, при формировании учебного плана ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России по специальности 060301 Фармация в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), в цикл «С.3 Профессиональный цикл, дисциплины по выбору» включена дисциплина «Фармацевтическая косметология» [2].

Для обеспечения выполнения требований ФГОС ВПО к минимуму содержания и подготовки специалистов по специальности 060301 Фармация на кафедре фармации ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России разработан учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине «Фармацевтическая косметология». В состав данного УМК входит рабочая программа по фармацевтической косметологии, слайд-презентации лекций, методические указания по изучению дисциплины, контролирующие материалы и другие компоненты, необходимые для обеспечения качественного овладения обучающимися общекультурными и профессиональными компетенциями.

Задачами преподавания фармацевтической косметологии являются:

·      формирование у студентов общих представлений о косметике и косметологии;

·      приобретение студентами знаний современной номенклатуры и свойств БАВ и вспомогательных веществ, применяемых в косметологии;

·      приобретение студентами знаний индивидуальной рецептуры лечебно-косметических препаратов;

·      обучение студентов правилам приготовления лечебно-косметических препаратов;

·      знакомство студентов с актуаль­ными проблемами и современными направлениями развития фармацевтической косметологии;

·      формирование у студентов навыков консультирования посетителей аптеки по вопросам состава, технологии и применения лечебно-косметических средств.

Рис. Место фармацевтической косметологии в системе дисциплин учебного плана по специальности 060301 Фармация

Фармацевтическая косметология достаточно тесно связана с другими дисциплинами учебного плана по специальности 060301 Фармация (рис.). Для ее успешного изучения студенту необходим комплекс знаний, умений и навыков, полученных в процессе освоения дисциплин математического, естественнонаучного и медико-биологи­ческого цикла (общая и неорганическая химия, физическая и коллоидная химия и др.). Кроме того, фармацевтическая косметология находится в непосредственной взаимосвязи с другими дисциплинами профессионального цикла: фармацевтической технологией, фармакогнозией и др. Место фармацевтической косметологии в системе дисциплин учебного плана по специальности 060301 Фармация показано на рисунке.

Обучение по дисциплине «Фармацев­тическая косметология» складывается из 48 часов аудиторных занятий, включающих лекционный курс и практические занятия, и 24 часов самостоятельной работы. Рабочей программой дисциплины предусмотрено освоение двух основных разделов: «Косметика и косметология. Физиологические особенности кожи, волос и слизистых оболочек. Биологически активные и вспомогательные вещества лечебно-косметических средств» и «Технология лечебно-косметических форм».

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО учебный процесс по дисциплине организуется с использованием таких активных и интерактивных форм проведения занятий, как: лекция-презентация, доклад-презен­тация, групповая дискуссия, решение ситуационных задач и др. Для контроля исходного уровня знаний студентов к каждому из практических занятий в достаточном количестве подготовлены тестовые задания. Текущий контроль усвоения знаний, умений и навыков по дисциплине определяется на практических занятиях в ходе решения ситуационных задач и путем устного опроса. Изучение фармацевтической косметологии завершается промежуточным контролем знаний, проводимым в форме тестирования.

Таким образом, учебная дисциплина «Фармацевтическая косметология» успешно интегрирована в образовательный процесс по специальности 060301 Фармация, а ее изучение будет способствовать реализации компетентностного подхода в процессе подготовки провизоров.


Библиографическая ссылка

Никифорова Е.Б., Сампиев А.М. РОЛЬ И МЕСТО НОВОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПРОВИЗОРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 181-184;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6917 (дата обращения: 14.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074