Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Скибицкий В.В. 1 Фендрикова А.В. 1 Сиротенко Д.В. 1 Скибицкий А.В. 1 Лапшина П.И. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Парахонский А.П., Венглинская Е.А. Технологии медицинского образования на основе компьютерной техники // Современные наукоемкие технологии. – 2008, № 6. – С. 79.
2. Сердечно-сосудистый риск и хроническая болезнь почек: стратегии кардио-нефропротекции // Российский кардиологический журнал. – 2014. – №8. – С.7-37.

Возрастающий объем научной информации, дефицит времени на преподавание внутренних болезней, высокие требования к качеству подготовки специалиста диктуют жесткий отбор только значимой информации в рамках рабочей программы и создания оптимальных условий для ее усвоения. Кроме того, бурное развитие компьютерных технологий позволяет активно использовать их в учебном процессе медицинских вузов, в том числе у студентов выпускных курсов. В связи с этим на кафедре госпитальной терапии КубГМУ активно используются современные компьютерные технологии в процессе обучения студентов 5 и 6 курсов в рамках дисциплины «Внутренние болезни».

Основной моделью обучения (от навыков общения до установления диагноза) на кафедре госпитальной терапии является «тематический» больной, подробный клинический разбор истории болезни которого является  традиционным на кафедре. Безусловно, формирование клинического мышления требует максимально частого контакта студентов с реальными пациентами. Совместное общение студентов, преподавателя и пациента позволяет, с одной стороны, оценить наличие возможных дефектов навыков обследования больного у студентов, с другой стороны – живое обсуждение максимально приближает теоретические знания к практическим потребностям. Вместе с тем в качестве иллюстрации конкретного клинического случая на кафедре с успехом используются различные компьютерные программы и технологии. Например, при обсуждении пациента с пороками сердца применяется компьютерная программа, позволяющая прослушать шумы, возникающие над различными точками аускультации сердца, сопоставить их с ЭКГ-картиной. Примером такой программы является «Heart Sounds».  Кроме того, прослушивание различных шумов с помощью программы позволяет создать определенный аускультативный и визуальный дифференциально-диагностический алгоритм при различных врожденных и приобретенных пороках сердца. Воспроизводимость компьютерной программы обеспечивает возможность повторения полученных навыков в течение нескольких занятий. Важно и то, что с помощью такой технологии можно моделировать практически любые клинические ситуации [1, с.79].

 В последние годы необходимым компонентом работы практикующего врача является использование электронных калькуляторов, работающих как online, так и без интернет-поддержки. Одним из важных показателей, который необходим любому специалисту, в том числе и терапевту, для выбора терапии и оценки состояния функции почек является определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ). В настоящее время, согласно современным рекомендациям вместо трудоемкой и трудно воспроизводимой техники оценки СКФ с помощью пробы Реберга-Тареева, должна использоваться формула CKD-EPI, как наиболее точная. Для расчета СКФ используется электронный калькулятор, который может быть установлен на любое устройство (ноутбук, смартфон или другие гаджеты). На практических занятиях студенты обучаются пользоваться данным калькулятором с последующим определением степени тяжести повреждения почек, возможности назна­чения различных лекарственных препаратов, необходимости в замести­тельной почечной терапии.

Аналогичные электронные калькуля­торы используются и для оценки риска развития тромбоэмболических осложнений (шкала CHA2DS2VASC) и кровотечений (HAS-BLED) у пациентов с фибрилляцией предсердий. Еще одним примером может быть освоение студентами работы с электронной версией таблиц SCORE, работающих в online режиме и позволяющих наглядно продемонстрировать риск развития кардиоваскулярных осложнений у конкретного больного, а также пути коррекции основных факторов риска и результат медикаментозного и немедикаментозного вмешательства [2, с.7-37].

Достаточно часто на занятиях используются визуализирующие методики, позволяющие закрепить полученные теоретические знания. Например, при разборе пациентов с тромбоэмболией легочной артерии, возникшей на фоне фибрилляции предсердий, используется видео, моделирующее механизмы возникновения тромба в полости правого желудочка с последующей тромбо­эмболией сосудов легких. Видео сопровождается объяснением патогенетических механизмов тромбообразования. Еще одной из таких методик является демонстрация online ассоциативных видеороликов, облегчающих запоминание нарушений ритма и проводимости.

Интеграция данных компьютерных технологий не только в проведение практических занятий, но и чтение лекций существенно облегчает как изложение необходимого материала преподавателю, так и его усвоение, запоминание студентами.

Кроме того, приветствуется использование современных компьютерных программ и при самостоятельной подготовке студентов к занятиям с последующим обсуждением и применением полученных знаний на практике, у постели больного.

Таким образом, развитие компью­терных технологий позволяет модернизировать учебный процесс, визуализировать некоторые патогенетические механизмы возникновения ряда заболеваний, объективизировать результаты обследования пациента, разработать лечебный алгоритм для конкретного пациента с учетом современных рекомендаций.


Библиографическая ссылка

Скибицкий В.В., Фендрикова А.В., Сиротенко Д.В., Скибицкий А.В., Лапшина П.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НА КАФЕДРЕ ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 222-224;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6936 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674