Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЦНС СТУДЕНТОВ

Скидан М.Н., Порубайко Л.Н.
1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.
2.Краткий курс лекций по спортивной медицине / Под ред. А.В. Смоленского. – М.: Физическая культура, 2005. – 192 с.
3.Спортивная медицина. Справочное издание. – М.: Терра-Спорт, 2003. – 240 с.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме сохранения здоровья студентов, поскольку 72% выпускников школ имеют различные хронические заболевания, среди которых заболевания нервной системы занимают второе место. Студенты 1-го и 2-го курсов в большей степени подвержены воздействию отрицательных факторов, и это способствует снижению резистентности организма на начальном этапе обучения. У них возникают трудности адаптивного характера, что обусловлено отличием вузовского учебного процесса от школьного. Высокий уровень здоровья способствует эффективности учебно-трудовой деятельности, формированию социальной личности. Однако, студенты на начальном этапе обучения не владеют навыками здорового образа жизни, нуждаются в приобретении знаний и практического опыта в области укрепления своего здоровья.

Поэтому целью нашего исследования явилось изучение влияния физических упражнений на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) студентов 1-го и 2-го курсов в процессе учебных занятий физической культурой. Для оценки координационных функций нервной системы была использована проба Ромберга [1]. Пробу выполняли из четырех исходных положений ног: стопы вместе (поза 1); стопы расположены на одной линии друг за другом (поза 2); стоя на одной ноге с касанием пяткой другой ноги коленного сустава опорной ноги (поза 3); стоя на одной ноге, наклон туловища вперед, руки в стороны «ласточка»(поза 4). На нарушение координационной функции указывалипокачивание, потеря равновесия, дрожание век и пальцев рук. При усложненной пробе Ромберга (2-4 позы) учитывалось время устойчивости. Статическая координация оценивалась как удовлетворительная, если студент сохранял устойчивость позы более чем 15 секунд. Для изучения динамической координации проводили пальцево-носовую пробу, оценку функционального состояния нервно-мышечного аппарата по теппинг-тесту. Кинестетическая чувствительность измерялась в процентах. Если разница между заданным и фактическим усилием не превышала 20%, то кинестетическая чувствительность оценивалась как нормальная.

Анализ полученных результатов показал, что при выполнении первой позы пробы Ромбергаоценку «очень хорошо» получили 85% студентов, «удовлетворительно» - 15%.Во второй позе 67% исследуемых  имели оценку «очень хорошо», 25% - «удовлетворительно», у 8% студентов результат был неудовлетворительный. В третьей позе на оценку «очень хорошо» справились 32% студентов, на «удовлетворительно» - 44% и «неудовлетворительно» получили 24%. В четвертой позе «ласточки» результаты были хуже, чем в трех предыдущих, так как в таком положении тяжелее всего удержать равновесие: «очень хорошо» получили только 14% студентов, удовлетворительно – 54% и «неудовлетворительно» - 32% студентов (наблюдалось сильное шатание, полная потеря равновесия, вплоть до падения).

При выполнении теппинг – теста у 47% студентов был выявлен сильный тип, когда темп работы нарастал первые 10-15 секунд, а затем постепенно снижался. 34% исследуемых показали средний тип (максимальный темп сохранялся длительное время, а затем к концу выполнения работы медленно снижался). У оставшихся 19% студентов темп работы начинал снижаться после 10 секунд работы и оставался сниженным до конца, что свидетельствует о средне-слабом типе.

96% студентов при пальцево-носовой пробе показали отличный результат, 4% выполняли неуверенное движение рукой до области носа.

При исследовании кинестетической чувствительности 65% студентов показали нормальный результат, остальные 35% - слабый.

После проведенных тестов в начале учебного семестра, в программу занятий физической культурой для студентов 1-2 курсов были включены упражнения на укрепление вестибулярного аппарата (кувырки, повороты, упражнения с закрытыми глазами, в статическом положении, с большим количеством мячей разного веса, ускорения из разных исходных положений).

В конце семестра было проведено повторное обследование. Показатели пробы Ромберга: в первой позе «очень хорошо» уже имели 91% студентов; во второй позе «очень хорошо» было отмечено у 69% исследуемых и «удовлетворительно» у 31%. Оценки «неудовлетворительно» не было. Результаты пробы Ромбергав третьей позе:«очень хорошо» - 34%, «удовлетворительно» - 50% и «неудовлетворительно» - 16%. В исходном положении «ласточки» на оценку «очень хорошо» справились 17% студентов, на «удовлетворительно» - 60%, «неудовлетворительно» - 23%.

В пальце-носовой пробе при повторном проведении 99% студентов показали отличный результат.

В тепинг-тесте также было отмечено улучшение результатов: средний тип показали 40% студентов, средне – слабый тип был отмечен только у 13%.

Показатели кинестетической чувствительности также улучшились: отметку «нормально» имели 79% исследуемых, что на 14% больше предыдущего результата.

Можно сделать вывод, что систематические занятия физкультурой улучшают общее состояние нервной системы на всех ее уровнях [2]. При этом отмечается уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу деятельности мозга. В результате частых повторений определенных двигательных приемов создаются новые очаги возбуждения, между которыми устанавливается временная условно-рефлекторная связь. Появление таких стойких центров возбуждения в коре головного мозга помогает подавлять патологические очаги возбуждения и формировать правильный двигательный стереотип [3].


Библиографическая ссылка

Скидан М.Н., Порубайко Л.Н. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЦНС СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 225-227;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6971 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674