Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

СкориковаЛ.А., БаженоваН.П., Волков В.А.
1. Александров В.В., Алгазин А.И. Основы восстановительной медицины и физиотерапии. – М.: ГЭОТАР, 2010. – 272 с.
2. Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия. – М.: ИД ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 365 с.
3. Ушаков А.А. Практическая физиотерапия. – М.: МИА, 2009. – 608 с.

В последнее время первостепенное значение в образовании врача-стоматолога имеет клиническая направленность подготовки согласно требованиям Государственного образовательного стандарта третьего поколения [1]. Важную роль играет преподавание дисциплины «Медицинская реабилитация», которая в настоящее время изучается на кафедре пропедевтики и профилактики стоматологических заболеванийна 3 курсе. Обучение студентов стоматологических факультетов медицинской реабилитации призвано подготовить их к дальнейшему овладению профессиональными навыками врача-стоматолога общей практики на смежных стоматологических кафедрах. Будущие специалисты знакомятся с наиболее важными разделами медицинской реабилитации, которые помогут им освоить физиотерапию и медицинскую реабилитацию, лечебные, оздоровительные и реабилитационные программы, различные лечебные физические факторы, являющиеся одним из эффективных средств восстановления здоровья пациентов [2, 3].

Задачами дисциплины, согласно рабочей программе,являются изучение теоретических основ медицинской реабилитации, освоение студентами принципов ее применения в стоматологии, приобретение практических умений по проведению реабилитационных мероприятий в практической работе.Преемственность в формировании практических навыков, знаний и умений, компетентностно-ориентированный подход в дальнейшем способствует успешному обучению студентов.

Организация учебного процесса и преподавание учебной дисциплины «Медицинская реабилитация» в современных условиях основываются на современных инновационных психолого-педагогических подходах и технологиях, направленных наповышение эффективности преподавания и качества подготовки. Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, а такжесамостоятельная работа. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Лекции призваны формировать у студентов системное представление об изучаемых разделах предмета. Лекции обеспечивают усвоение будущими врачами основных принципов и закономерностей медицинской реабилитации, готовность к восприятию научно-технических инноваций и технологий. Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых умений и навыков, формирование профессиональных компетенций, готовности к самостоятельной работе, принятию ответственных решений врамках профессиональной компетенции.

Занятия по медицинской реабилитации проводятся по учебному плану один раз в неделю. Определен план занятия для получения студентами целостного представления об изучаемом материале. Поскольку самостоятельная работа является в настоящее время необходимой и перспективной формой в программе обучения, занятие мы начинаемс проверки заданий для самостоятельной подготовки. Это позволяет определить желание каждого студента к дальнейшей работе на занятии, оценить предварительную готовность. Далее преподаватель опрашивает всех студентов в устной форме для выявления пробелов и непонятных вопросов в подготовленном материале. С целью их устранения к обсуждению привлекаются студенты, разобравшиеся более детально в учебном материале. Следующим этапом является разъяснение сложного материала преподавателем. Освободить достаточную долю учебного времени и уделить больше внимания практической части помогает контроль исходного уровня знаний методом тестирования.

Коллективом кафедры изданы методические указания к практическим занятиям по изучаемой дисциплине, где подробно представлены основные разделы физиотерапии и медицинской реабилитации, имеющие важное практическое значение для врачей-стоматологов. Рассмотрены представления об уровнях воздействия лечебных физических факторов, принципы их применения, параметры лечебного воздействия, вопросы дозирования процедур, перечислены основные модели аппаратуры. В конце каждого занятия указаны задания для практической работы, вопросы для самостоятельной подготовки.

Аудитории для занятий оборудованы фантомами, телевизорами для просмотра учебных видеофильмов, стендами. Лаборанты кафедры под контролем преподавателей следят за техническим обеспечением проводимых занятий. Производится регулярно учет и текущий ремонт оборудования. На стендах содержится вся необходимая учебная информация по изучаемой дисциплине. Вывешиваются в каждом семестре вопросы к практическим занятиям и лекциям, перечень мануальных навыков для освоения студентами.

Преподавание медицинской реабилитации проводят ассистенты и доценты – кандидаты медицинских наук с большим опытом практической работы. Они регулярно проходят циклы повышения квалификации по педагогике и специальности, имеют первую и высшую квалификационные категории. Начинается обучение в VI семестре с изучения структуры и формы организации медицинской реабилитации в Российской Федерации, определения места физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа, рефлексотерапии курортологии в медицинской реабилитации больных стоматологического профиля, основ техники безопасности при проведении физиотерапевтических процедур, оказании неотложной помощи при поражении различными физическими факторами.

Далее студенты начинают изучать основы лечения в стоматологииэлектрическим током, электрическими и электромагнитными полями, разбирают показания и противопоказания, технику и методику выполнениятрансканального электрофореза йода, депофорез гидроокиси меди-кальция. Следующий ряд занятий посвящен фото- и вибротерапии, воздействию аэрозолей, криотерапии, водолечебных процедур, основам лечебной физкультуры, массажа, рефлексотерапии в стоматологии. Заканчивается изучение медицинской реабилитации обучением основам физиотерапии заболеваний зубов в комплексном лечении заболеваний пародонта, слизистой оболочки полости рта. Студенты изучают принципы применения общей и местной физиотерапии и реабилитационных мероприятий при наличии воспалительных процессов и травматических повреждений челюстно-лицевой области, заболеваний височно-нижнечелюстного сустава.

Для повышения качества практической подготовки студентов большое внимание уделяется ролевым играм. Все студенты разбиваются на пары, в которых один играет роль врача, другой – пациента. Пара получает задание и некоторое время на подготовку. Затем студент, исполняющий роль врача, докладывает данные объективного обследования, проводит дифференциальную диагностику, ставит диагноз и назначает лечение, в том числе и физиотерапевтическое. После полного выполнения темы происходит обмен ролями. Студенты, не задействованные в данной сцене, принимают активное участие в обсуждении, делают замечания, вносят предложения, дополнения. Каждая пара студентов поочередно получает возможность реализовать свое задание, показать грамотность и заинтересованность в будущей специальности. Преподаватель контролирует и корректирует практическую деятельность студентов.

На практической части занятий студенты посещают стоматологический кабинет, где представлено оборудование для проведения электроодонтодиагностики, апекслокации. Кафедрой индивидуально предоставляются гипсовые фантомы отдельных зубов и челюстей. Хорошо зарекомендовали себя пластмассовые фантомы с пластмассовыми зубами в виде зубного ряда. На фантомах будущие врачи удаляют зубной камень скейлером, расширяют корневой канал при помощи ультразвукаи проводят другие манипуляции. Студенты не только теоретически запоминают достоинства и показания к применению того или иного метода, но и в обязательном порядке осваивают методики, поскольку от этого в значительной степени зависит качество работы. Преподаватель обращает внимание наспособность студента кклиническому мышлению исамостоятельности, применяя всвоей педагогической деятельности инновационный личностно - ориентированный подход обучения.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, составляет 1/3 отобщей трудоемкости дисциплины ивключает всебя проработку учебного материала поконспектам, учебной инаучной литературе, методическим указаниям, написание рефератов, подготовку к зачету, выполнение учебно-исследовательской инаучно-исследовательской работы, решение ситуационных задач, тестов. Самостоятельная работа студентов направлена наразвитие познавательной активности, творческого мышления студентов, прививает навыки самостоятельного поиска информации, атакже формирует способность иготовность ксамосовершенствованию, самореализации итворческой адаптации.

Оценка теоретических ипрактических знаний студентов осуществляется спомощью тестового контроля, решения ситуационных задач, оценки мануальных навыков. По окончанииизучения дисциплины «Медицинская реабилитация» проводится зачет, включающий итоговый тестовый контроль, оценку практических навыков исобеседование.

Кафедра пропедевтики и профилактики стоматологических заболеваний в современных условиях совершенствования системы преподавания медицинской реабилитации, согласно новому государственному образовательному стандарту, успешно справляется с задачей обучения потенциальных врачей – стоматологов основам специальности, позволяет создать базу необходимых в работе профессиональных навыков. Изучение данной дисциплины предполагает формирование устудентов эффективного врачебного поведения иклинического мышления, которые сами посебе являются наиважнейшими факторами обеспечения успешного решения профессиональных задач поборьбе ссоциально значимыми заболеваниями иснижению потерь общества всвязи свременной истойкой утратой трудоспособности населения. Опыт практического здравоохранения показывает, что каждый грамотный стоматолог, специализирующийся в различных направлениях своей профессиональной деятельности, значительное место в своей работе отводит медицинской реабилитации. Поэтому следует использовать значительное количество лечебных физических факторов как основу восстановления здоровья пациентов.


Библиографическая ссылка

СкориковаЛ.А., БаженоваН.П., Волков В.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 227-229;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6988 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674