Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕГРАЦИЯ В МОДУЛЬНОМ ПРЕПОДАВАНИИ

Рослякова Е.М. 1 Бисерова А.Г. 1 Байжанова Н.С. 1
1 Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова Центр интегрированного обучения модуль нормальной физиологии
1. Коротокова А.Н. Проблемные лекции как способ активизации познавательной деятельности студентов. Материалы межрегиональной межвузовской научно-методической конференции «Современные проблемы качественного образования в высшей школы» РФ, г. Киров. – 2007. – С. 70–71.
2. Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М.,2006.
3. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М., 1986.
4. Совершенствование медицинского образования – гарантия эффективного здравоохранения / Материалы Международной научно-практической конференции. – 21–22 октября 2010.

В последние годы наблюдается возрастание спроса на качество образования, новые требования к преподавательской деятельности, консерватизм в сфере образования, необходимость формирования профессионального мышления, стремление к самообучению-требуют дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Данная концепция четко отражена в Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года (Указ Президента РК от 01.02.10, № 922), где провозглашена стратегическая цель в сфере высшего, послевузовского образования и науки – высшая школа Казахстана эффективно и успешно функционирует в соответствии с основными параметрами Болонского процесса. В связи, с чем появилась необходимость такой системы обучения, которая будет направлена на саморазвитие личности обучающегося, которая будет обеспечивать преемственность обучения и способствовать реализации творческого потенциала личности будущего специалиста. Кроме того, обучение должно осуществляться высококвалифицированными специалистами в условиях, максимально обеспечивающих контекстное обучение и удовлетворение индивидуальных профессиональных запросов обучающихся. Основное направление развития образования в Казахском национальном медицинском университете – формирование новой модели специалиста на основе качественно нового системного подхода в обучении.

В современном учебном процессе междисциплинарная интеграция базисных и клинических дисциплин является необходимым условием подготовки специалиста медицинского профиля. Междисциплинарная интеграция это целенаправленное объединение учебных дисциплин, которое способствует формированию у студентов целостной структуры профессиональных знаний, умений и навыков. Согласно ГОСО РК 2006 г., с 2007–2008 учебного года обучение студентов 3 курса по специальности «Общая медицина» осуществляется по интегрированной модульной системе обучения, которая предусматривает преемственность дисциплин пререквизитов и постреквизитов, и в том числе по дисциплине «Физиология 2». Интегрированная программа, объединяет материал фундаментальных и клинических дисциплин, что обеспечивает переход на более высокий уровень изучения фундаментальных дисциплин, делает их максимально ориентированным на будущую специальность. Интеграция между дисциплинами осуществляется по 8 модулям системам: нервная, эндокринная, кроветворная, дыхательная, сердечно-сосудистая, пищеварительная, мочеполовая, опорно-двигательная.Обучение ведется на трех языках: казахском, русском, английском.

Модуль нормальной физиологии с 2013–2014 учебного года вошел в состав Центра интегрированного обучения (ЦИО) КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. В 201–2015 учебном году в ЦИО (Центре интегрированного обучения) КазНМУ введены интегрированные лекции. Лекция один из видов интеллектуальной учебной деятельности, который требует осмысления и анализа большого объема информации. Интегрированные лекции, рассматривающие конкретную проблему, ориентированы на активное восприятие излагаемого лектором материала [1]. Интегрированные лекции составлены и прочитаны по синдромам по дыхательной, сердечно-сосудистой мочевыделительной и пищеварительной системой ППС модулей нормальной и патологической физиологии, гистологиии и патологической анатомии, кафедрой пропедевтики внутренних болезней.

Впервые в практике интегрированного модульного обучения в ЦИОКазНМУ им. С.Д. Асфендиярова введены интегрированные клинические случае. На занятиях проводится разбор кейса по определенной теме (синдрому) параллельно на всех 8 модулях. Разработаны интегрированнные клинические случаи и апробированы методом CBL по дыхательной и сердечно-сосудистой системам: дыхательная недостаточность по обструктивному и рестрективному типам; хроническая и острая сердечная недостаточность.

В ходе проведения практических занятий студенты делятся на «малые группы» по 5–7 человек, для разбора им предлагались клинические случаи и ситуационные задачи по темам модулей. Студенты решают поставленную перед ними задачу, формируют гипотезы и методом исключения пытаются объяснить механизм изменения физиологических процессов. Преподавателями кафедры отмечена высокая степень активности, ответственности, коммуникабельности студентов при разборе гипотез клинического случая; в малых группах царила атмосфера дружелюбия, студенты проявили умение работать в группе, как известно, данный навык является неотъемлемой частью профессиональной деятельности врача. Прослеживалась положительная динамика личностных характеристик студентов, обучаемых в малых группах согласно современным интерактивным методам. Применение новых технологий в обучении позволяет более широко раскрыть творческий потенциал студентов, повысить мотивацию к обучению и вызывает интерес у самих обучающихся.

Так же следует обратить внимание на итоговый контроль, который проходит в виде двухэтапного экзамена: I этап – компьютерное тестирование, II этап – прием практических навыков. Впервые в практике медицинских вузов РК второй этап экзамена проводится интегрировано по 8 дисциплинам – это прием практических навыков с элементами ОСКЭ (объективного структурированного клинического экзамена).

Таким образом, опыт преподавания дисциплины «Физиология 2» позволяет прийти к выводу, что:

1. Междисциплинарная интеграция позволит устранить дублирование учебного материала, установить ответственность за реализацию определенных разделов дисциплин, заявленных в протоколах междисциплинарного согласования рабочих программ, позволит активизировать учебный процесс и установить наглядные междисциплинарные связи [2, 3].

2. Интегрированные занятия развивают потенциал студентов, побуждают к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, оживляют образовательный процесс. В большей степени, чем обычные занятия, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Использование различных приемов позволит поддерживать внимание студентов, снять перенапряжение, повысить познавательный интерес, развить творческую активность [4].

3. Новый подход в образовании помогает студентам повысить мотивацию к обучению по выбранной ими специальности, более эффективно развивать клиническое мышление, умение работать в команде, приобретать навыки владения современными медицинскими технологиями.


Библиографическая ссылка

Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Байжанова Н.С. ИНТЕГРАЦИЯ В МОДУЛЬНОМ ПРЕПОДАВАНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-3. – С. 327-328;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7136 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674