Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ

Даненова Г.Т. 1 Сейдыгалымов С.С. 1
1 Карагандинский государственный технический университет
В работе приведен анализ предметной области. Приведены этапы управления учебным процессом. Так же ставятся цели и задачи, которые выполняются в ходе работы. Построена структура управления учебным процессом информационными потоками и документооборота учебного заведения до автоматизации и после автоматизации. Кроме того, были исследованы инновационные преимущества данной системы.
управления учебным процессом
автоматизация учебного процесса
информационная система
автоматизированные информационные системы
документооборот
1. Днепров С.А., Головкин А.В. Сущность и структура конкурентной работоспособности // Образование и саморазвитие. Научный журнал. – 2011. – № 6 (28). – C. 30–38.
2. Картузов А.В. Информационная система управления учебным процессом / Андреев В.В., Картузов А.В. // Информационные технологии глобального информационного общества: Тезисы докладов 6-й ежегодной международной научно-практической конференции, Казань, 4-5 сентября 2008 г. – Казань: ООО «Центр оперативной печати», 2008. – С. 244-245.
3. Картузов А.В. Сервисно-ориентированная модель информатизации управления образованием // Казанский педагогический журнал. – № 7. – 2008. – С. 106-112.
4. Картузов А.В. Методика профессиональной подготовки специалиста в области применения информационных технологий для управления учебным процессом: Монография. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2007.– 292 с.

До развития компьютерной техники вся информация, касающаяся учебного процесса, обрабатывалась вручную и хранилась на бумажных носителях. С развитием компьютерной техники и компьютеризацией учебных заведений появилась необходимость создания информационных систем, позволяющих решать вопросы обработки информации в учебной части.

Информационная система – комплекс программных, технических, информационных, лингвистических, организационно-технологических средств и персонала, предназначенная для решения задач справочно-информационного обслуживания или информационного обеспечения пользователей информации. Эта система должна обеспечивать средства для протекания информационных процессов: хранения, передачи, преобразования информации.

Автоматизированные информационные системы – наиболее популярный класс информационных систем.

Управление учебным процессом является самым важным этапом и в свою очередь включает в себя три этапа:

1 этап: изучение объекта включает изучение базовой подготовленности и анализ потребностей;

2 этап: выработка стратегии заключается в поэтапном формировании умственной деятельности. Теория поэтапного формирования мыслительной деятельности представляет учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит к формированию новых навыков;

3 этап: контроль и обратная связь.

На первом этапе определяется уровень знаний, умений, навыков по профессии и что желает учащийся получить в процессе обучения, т. е. его потребности.

Второй этап управления учебным процессом заключается в выработке стратегии формирования умственной деятельности на основе отработки отдельных приемов и действий, которые в итоге должны привести к формированию профессиональных компетенций, а в дальнейшем ─ к конкурентной работоспособности.

Контроль ─ важное заключительное звено цикла управления. Контроль имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, организующую, развивающую. Задачи контроля состоят в проверке качества знаний, умений, степени понимания, обеспечение обратной связи

Обратная связь состоит в определении содержания, выработке диагностики качества усвоения, определении качества обратной связи, т.е. передачи информации между педагогом и учащимся. Обратная связь ускоряет процесс обучения, упорядочивает его организацию, делает более открытыми и понятными, более нравственными отношениями между участниками педагогического процесса [1].

Во многих учебных заведениях частично решены задачи достижения определенного уровня аппаратного и программного обеспечения, но главная задача руководителя учебного заведения – обеспечить эффективность данных средств для управления образовательным процессом остается актуальной [2].

ИТ-управление – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно-воспитательным процессом [2].

Объектом ИТ-управления учебным заведением является учебно-воспитательный процесс. Цели ИТ-управления выражаются в следующем:

– эффективное и планомерное использование материальных и нематериальных ресурсов учебного заведения и обучаемых;

– определение соответствия деятельности руководителей ОУ социально-экономическому и духовному развитию общества;

– высокая степень автоматизации учебного процесса, всесторонняя информационная поддержка деятельности учебного заведения;

– подготовка ИТ-компетентных руководителей образования и преподавателей;

– обучение, воспитание и развитие обучаемых как свободной, ответственной и творческой личности;

– формирование у готовящихся специалистов готовности к труду, активной жизненной позиции и научного мировоззрения;

– прививание обучаемым высокого уровня информационной культуры.

Для достижения этих целей ИТ-управление должно решать такие задачи:

– создать структуру необходимой информации, ее источников и результатов с позиции оптимальности, необходимости и достаточности;

– благодаря информатизации выработать количественные характеристики требуемых результатов работы, конкретизировав сроки достижения и затраты времени и ресурсов;

– определить методику непрерывного обновления основных показателей образовательного процесса, установить сроки и ответственных исполнителей;

– обеспечить высокую доступность и открытость оперативных показателей учебного процесса (посещаемость, успеваемость и др.);

– проводить анализ качества учебно-воспитательного процесса на основе интегративных показателей;

– повышать квалификацию исполнителей, оставляя за ними право на инициативу и творческую работу;

– предусмотреть правила учета и контроля деятельности субъектов учебного процесса;

– использовать специальные методы оптимизации и регуляционные механизмы управления учебным процессом.

Реализация модели образовательного процесса позволяет разработать комплексную интегрированную систему управления (ИСУ) учебного заведения [3]. Применение ИСУ позволило решить следующие задачи:

– автоматизация процессов управления учебным процессом (формирование расписания, распределение нагрузки и занятости аудиторий, формирование учебных планов);

– поддержка электронной формы документооборота, доступность всех нормативных документов;

– доступность и открытость результатов учебного процесса (электронные журналы и рейтинги учащихся и учителей);

– мониторинг качества образования (анализ и формирование отчетов по результатам обучения);

– хранение личных дел учащихся и учителей в электронном виде;

– наличие достаточного объема цифровых образовательных ресурсов;

– обеспечение коммуникации всех участников образовательного процесса, доступность всех информационных ресурсов внутри учебного заведения.

Структура информационных потоков и документооборота учебного процесса до автоматизации представлена на рис. 1.

Схема информационных потоков выглядит следующим образом:

– при поступлении абитуриент предоставляет приемной комиссии следующие данные: личные данные и специальность, на которую он планирует поступить;

– приемная комиссия производит зачисление абитуриентов и передает данные о поступивших студентах учебной части;

– учебная часть формирует списки академических групп и сохраняет их в виде файлов MS Excel;

– студенты передают учебной части дополнительные личные данные и данные о родителях или опекунах, которые также заносятся в файлы MS Excel;

– любое движение контингента учащихся также фиксируется учебной частью в файлах MS Excel, при этом администрация должна представить резолюцию о смене статуса учащимся;

– администрация может запросить у учебной части информацию о студентах, учебная часть производит поиск этой информации в таблицах и представляет администрации ответ.

dan1.wmf

Рис. 1. Структура информационных потоков и документооборота до автоматизации

Документооборот до автоматизации представлен следующими процессами:

– во время сессии преподаватели передают в учебную часть списки экзаменационных оценок, на основе которых формируются экзаменационные ведомости, и так далее.

– администрация представляет учебной части запрос на создание какого-либо отчета по количественному или качественному составу контингента учащихся, учебная часть отвечает на этот запрос на основе данных, хранящихся в файлах MS Excel.

Структура информационных потоков и документооборота после автоматизации представлена на рис. 2.

После автоматизации общая схема информационных потоков остается прежней. Различие состоит в том, что все полученные данные учебная часть вносит в базу данных автоматизированной информационной системы «Электронная учебная часть». Далее процесс обработки информации проходит автоматизировано: формирование академических групп, создание личных карточек студентов. При смене статуса студента происходит регистрация этой смены, а также автоматическая корректировка списков групп. Также система автоматизирует создание отчетов и ведомостей.

Таким образом, в ИСУ реализован полный цикл работы с главной составляющей учебного процесса – обучающийся. на базе внедренных компонентов проводится анализ и мониторинг успеваемости студентов, оценка качества работы ППС, динамические изменения в расписании. Каждому руководителю учебного заведения необходимы подобные инструменты для совершенствования управления и улучшения образовательного процесса.

Среди инновационных преимуществ данной системы так же можно добавить интерактивный поиск расписания через Интернет, в том числе с сотовых телефонов через мобильный Интернет . Данная услуга востребована студентами и преподавателями, т.к. расписание часто изменяется.

Кроме того, в учебных заведениях республики должны быть установлены сенсорный монитор. С помощью него студенты, преподаватели, а также посетителей учебного заведения могут оперативно получать информацию. Столь демократичное средство активно используется учащимися и гораздо более популярно, чем бумажная версия [4].

dan2.wmf

Рис. 2. Структура информационных потоков и документооборота после автоматизации

Сенсорный монитор решает ряд задач:

– в системе представлена подробная и развернутая информация об учебном заведении;

– через сенсорный киоск демонстрируется расписание занятий. Система полностью заменяет традиционные бумажные расписания и позволяет осуществлять все изменения очень оперативно через удаленное сетевое подключение;

– представлен каталог факультетов и их описание;

– происходит оперативное информирование учащихся о любых событиях и мероприятиях, проходящих в учебном заведении;

– студенты могут получить справку по графику зачетов и экзаменов;

– информация для абитуриентов представлена в отдельном разделе, где они могут посмотреть список документов для приема в учебное заведение, ознакомится с расписанием приемных экзаменов, и посмотреть результаты этих экзаменов;

– реализуется обратная связь: пользователи системы могут оставлять свои сообщения руководству учебного заведения и получать на них ответы, а так же знакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы.

Преимущества Гид учащегося:

– удобная и оперативная возможность доступа к необходимым сведениям для абитуриентов, студентов и преподавателей;

– удаленное оперативное управление системой и обновление информации;

– повышение информированности учащихся;

– удобное и интуитивно понятное предоставление необходимой информации;

– более рациональное использование кадровых ресурсов за счет привлечения неутомимых и терпеливых электронных консультантов;

– внедрение информационных технологий существенно повысит престиж учебного заведения, а также является важной составляющей учреждения.

В настоящее время совершенно недостаточно исследований, направленных на построение модели личности обучаемого и процесса обучения в виде, позволяющем разрабатывать спецификации функций автоматизированных систем с уровнем искусственного интеллекта, достаточным для качественного решения задачи обучения личности. Отсутствие адекватных моделей не позволяет исследовать и вопросы полноты набора интеллектуальных функций, выполняемых этими системами. Более того, по этой же причине открытым является вопрос о свойствах языка, с которой разработки средств интеллектуализации автоматизированных систем.


Библиографическая ссылка

Даненова Г.Т., Сейдыгалымов С.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 331-335;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7366 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674