Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рослякова Е.М. 1 Бисерова А.Г. 1 Алипбекова А.С. 1
1 Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
1. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилен, 2001. – с. 121.
2. Краснова Т.И. Методика содержательно-смыслового фокусирования тематического пространства образа специалиста как средство введения студента психолога (первокурсника) в профессию // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению: Материалы республиканской научно-практической конференции (Минск, 16-17 марта 2000 г.) / Белорусский государственый университет. Центр проблем развития образования. – Мн., Пропилеи, 2001. – с. 99-118.
3. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа. 2001.
4. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений / Под ред. Н.В. Кудрявой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006. – 320 с.
5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. – М: «Сентябрь», 2000.

У. Артур сказал: « Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, великий – показывает, гениальный – вдохновляет».

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Эффективность обучения студента, а в будущем – профессиональной деятельности специалиста во многом определяется личностными качествами: познавательной, эмоциональной, поведенческой, а так же сферой сознания.

Знание и понимание психологии студента, учет его индивидуально- типологических особенностей играет поэтому важную роль в процессе обучения.

Имеется определенная связь между конституциональными особенностями, обучением и поведением человека (Ламбразо, Кречнер). Так Кречнер выделяет три основных типа студентов: астенический, пикнический и «атлетический».

Студенты астенического типа обычно высокие, стройные, лицо удлиненное, высокий лоб. В группе они необщительны или мало общаются с одногрупниками, для них характерны постоянный анализ и сравнение. Общительность их носит поверхностный характер, они щепетильны, скрытны, плохо разбираются в людях. Тем не менее, у них выражено стремление к поиску товарищей (1-2 человека), с которыми они находятся в доверительных отношениях и тогда очень дорожат дружбой.

Такого студента нельзя вовлекать в общение со всей группой, это люди очень чувствительные, и в общении с ними нужен особый такт. для них характерно преобладание отрицательных эмоций и состояние напряженности. В познавательной деятельности такого студента может повредить негативное отношение его к преподавателю, а затем и к предмету.

В обучении они внимательны, долговременная память и вербальный интеллект хорошо развиты, хуже – образное мышление и кратковременная память.

В работу они входят медленно, оптимум работоспособности приходится на середину дня и долго потом сохраняется, они плохо переключаются с одного рода деятельности на другой, в работе нужны редкие, но длительные паузы. Нуждается в большой наглядности, т.к. хуже развит невербальный интеллект. для них устный ответ предпочтительнее письменному. Скорость образования зрительно- моторных связей низкая, поэтому на овладение мануальных навыков и выполнение практической работы на занятии им нужно большее времени. Хорошая долговременная память позволяет им хорошо помнить классификации, выполнять УИРС и т.п.

Пикнический тип студентов характеризуется средним ростов, плотным телосложением, склонны к полноте, лицо часто округлое.

В поведении общительны, развито чувство юмора, хорошо развита эмоциональная сфера, но настроение часто меняется, они плохо переносят одиночество, легко адаптируются, деятельны. Такие студенты не терпят недоброжелательного отношения к себе, поэтому их чаще следует хвалить за работу. Они часто становятся эмоциональными, но не фактическими лидерами в группе. Таких студентов нельзя обсуждать общественно без очень серьезных на то причин и вовлекать в коллективные способы деятельности (научный кружок, диспут и т.д.)

В обучении отличаются хорошей кратковременной памятью, невербальным интеллектом, хорошими зрительно-моторными связями, поэтому им можно давать экспериментальные работы по УИРС. Они быстро включаются в работу и переключаются на новую, но плохо переносят стрессы. на занятии таким студентам рекомендуется сначала давать сложные задания, затем простые, поддерживать внимание и разнообразить занятие. В конце занятия, на зачете и экзамене следует спрашивать таких студентов первыми, не давая им «перегореть» и даже пригласить отвечать, если они не решаются сами. Учитывая, что долговременная память хуже, основные положения темы следует чаще повторять, учить формулировать мысли и обобщать материал.

Смешанный тип – «атлетический» тип. Обычно это студенты среднего или высокого роста, атлетического телосложения. В поведении независимы, в общении часто резкие, вспыльчивые, главное для них дело. Они энергичны, нетерпеливы, критически настроены, в группе могут быть и помощником преподавателя, и противником, поэтому важно заинтересовать таких студентов предметом, многое значат личностные качества преподавателя.

В обучении у них хорошая кратковременная память, долговременная несколько снижена, хороший невербальный интеллект, они одинаково продуктивно работают и в обычной, и в стрессовой ситуации, даже в последней, возможно, лучше. Экзамены, зачеты такие студенты сдают, обычно, легко.

Разумеется, в жизни ярких представителей тех или иных типов несравненно меньше, чем смешанных, тем не менее, учет индивидуально – типологических особенностей студентов – одно из важных условий эффективности обучения.


Библиографическая ссылка

Рослякова Е.М., Бисерова А.Г., Алипбекова А.С. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 391-393;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7393 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674