Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Шилова В.С. 1
1 НИУ «Белгородский государственный университет»
1. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.
2. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: основы управления. – Белгород, 1997.
3. Педагогика профессионального образования / В.А. Сластенин. – М., 2004.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., 2001.
5. Конституция РФ. – М., 2007.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002, №393. – М., 2002.
7. Методика правового воспитания учащихся: Учеб. пос. – М., 1982.
8. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный Закон РФ. – М., 1996.
9. Об образовании в РФ. Закон РФ. – М., 2012.
10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2001-2005 гг. Постановление от 16.02.2001, №122. – М., 2001.
11. Об утверждении федеральной программы развития образования. Федеральный Закон. – М., 2001.
12. Основы государства и права. / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2000.
13. Сластенин В.А., Мищенко В.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. – М., 1977.
14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности – М., 2007.
15. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. – М., 2002.
16. Формирование правовой культуры студентов БелГУ . Концепция, нормативные и методические материалы. – Белгород, 2001.
17. Шилова В.С. Гражданское воспитание студенческой молодежи. – Белгород, 2009.
18. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. – М., 1999.

Одной из актуальных проблем современного высшего образования продолжает оставаться правовая культура студенческой молодежи. Установлено, что правовое воспитание является частью более общего – гражданского воспитания, которое представлено системой связей гражданина: отношением к Родине, к другим людям, к себе, к природной среде, к окружающей действительности в целом [17]. Выделенные отношения должны формироваться на основе правовых и моральных норм, регулировался ими, в связи с чем возникает необходимость в становлении соответствующей культуры – правовой культуры каждого члена общества, включая и студенческую молодежь. Эта необходимость обусловлена рядом причин не только объективного, но и субъективного характера: переструктурированием общества и изменением в связи с этим целевых установок каждого слоя и каждой личности; разобщенностью личных и общественных интересов, мировоззренческих позиций.

Рост внимания к правовой культуре студентов объясняется еще и невозможностью достижения в более раннем, школьном возрасте развитого правового сознания, о чем свидетельствует результаты психолого-педагогических исследований. по мнению ученых в условиях школьного образования это нереально: здесь имеются возможности лишь для формирования элементарных представлений о правовых социальных нормах; стимулирования активной позиции детей в обозначенном направлении; накопления положительного правового опыта. Попадая в обстановку вузовского образования, в специально созданные условия, обретая статус студента, бывшие школьники получают возможность укрепления, углубления заложенной в школе правовой базы, развития новых связей и отношений на основе прав и обязанностей – в целом, формирования правовой культуры.

Определение концептуальных основ разработки этого феномена предполагается осуществлять в рамках теории профессионально- педагогической культуры будущего специалиста, изложенной Исаевым И.Ф. [1; 2; 3]. Согласно его позиции, модель профессионально-педагогической культуры представлена четырьмя компонентами: аксиологическим, творческим, технологическим и личностным. Предположительно и правовая культура личности студента является интегральным образованием, представленным совокупностью правовых ценностей, специфическим способом правовой деятельности, проявлением правового творчества, а также, мерой и способом реализации сущностных сил в обозначенном направлении.

Такое понимание правовой культуры определяет содержание разноуровневых целей и задач ее формирования [4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 18]. При этом учитывается характер и политика государства, осуществляемая в рассматриваемом контексте. В связи с этим, стратегической целью является сформированное правовое сознание и соответствующее поведение всех граждан страны, студенческой молодежи, высокая правовая культура каждой личности. Тактическая цель в условиях вуза представлена необходимостью подготовки специалиста-профессионала, способного жить и действовать в соответствии с Конституцией РФ – Основным законом государства, на основе соблюдения различных законодательных актов, конкретных правовых норм, постановлений. Оперативная цель в рассматриваемом контексте заключается в соблюдении прав и обязанностей студента в ходе образовательного процесса, в организации досуга, в общении с другими людьми, с природой, с самим собой.

Эти цели достигаются путем решения задач, соответствующих каждому их уровню.

Так, стратегические задачи формирования правой культуры студента включают в себя следующие:

• осознание каждой личностью своих прав, свобод и обязанностей перед государством и обществом, закрепленных в Конституции РФ, отдельных отраслях законодательства страны;

• воспитание чувства глубокого уважения к законам Российскогогосударства в условиях проживания на его территории представителей различных наций и народностей, конфессий, традиций, взглядов;

• становление готовности студентов изучать, соблюдать и выполнятьзакрепленные в законодательстве России требования, выражающие взгляды, интересы и волю всего народа;

• приобщение каждой личности к активной правовой деятельности, к участию в управлении государственными делами;

• привлечение и подготовка студенческой молодежи к борьбе с разного рода нарушениями правопорядка, норм поведения вповседневной жизни и деятельности;

• использование широких возможностей Закона для проявления инициативы, творческой активности студентов в различных сферах,в борьбе с антиобщественными явлениями;

• воспитание непримиримости студентов ко всем формам нарушений правопорядка;

• исключение в условиях вуза формально провозглашенных прав, свобод и обязанностей;

• перевоспитание правонарушителей из числа студентов вуза, преодоление негативных влияний среды.

Конкретные условия вуза (например, БелГУ) диктуют необходимость решения своих, специфических задач:

• ознакомление студентов с Уставом учреждения, их Правами и обязанностями, режимом функционирования вуза, другими нормативными актами;

• воспитание уважения к вузовской символике; к Уставу; правам и обязанностям всех субъектов вуза;

• привлечение студентов к активной реализации своих избирательныхправ;

• разработка и организация силами юридического факультетаправового всеобуча студентов; консультирование профессорско-преподавательского состава, сотрудников вуза;

• приобщение студентов к правоохранительной деятельности путемвключения в работу специальных студенческих отрядов по соблюдению и охране порядка на территории вуза; впроцессе проведения различных внеучебных форм и т.п.;

• оказание юридической помощи населению примыкающей к вузу жилой зоны на договорных началах;

• предупреждение правонарушений, совершаемых студентами; укрепление трудовой и учебной дисциплины;

• ознакомление с правами и обязанностями, продиктованнымиспецификой осваиваемой профессии.


Библиографическая ссылка

Шилова В.С. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ВУЗА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 397-398;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7399 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674