Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СУЩНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Жуковский В.И. 1
1 Сибирский федеральный университет
1. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. – СПб.: МИФ-РИЛ, 1994. – 427 с.
2. Власов В Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 8 т. – СПб.: ЛИТА, 2000. – Т. 3. – 847 c.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: Русский язык, 1980. – Т. 4. – 683 с.
4. Жуковский В.И. Произведение искусства в эпицентре художественной культуры // Философия и культура. – 2013. – №11. – С. 1615 – 1620. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.11.9845.
5. Жуковский В.И. Творческий процесс: художник и художественный материал в их искусности, искусственности и искусе // Философия и культура. – 2013. – №4. – С. 510-515.
6. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства: [монография]. – СПб.: Алетейя, 2011. – 496 с.: ил.
7. Жуковский В.И., Тарасова М. В. Культура как идеалофундированная система // Вопросы культурологии. – 2013. № 1. – С. 20-24.
8. Пивоваров Д.В. Проблема синтеза основных дефиниций культуры // Вестник Российского философского общества. – 2009. – № 1. – С. 157-161.
9. Zhukovskiy V.I. Modern Theory of Visual Art: Regional Project // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2014. – № 8. – P. 1301-1311.

В современной науке одним из определений понятия «культура» является синтетическое определение: «культура есть идеалообразующая сторона человеческой жизни и деятельности», подробно изученное и проанализированное Д. В. Пивоваровым [9, c.157-161]. В качестве идеалов могут выступать и научные эталоны, и промышленные образцы, и художественные произведения. Можно утверждать, что культура есть человеческая деятельность по культивированию, возделыванию, взращиванию идеалов, призванных способствовать процессу уютного, комфортного существования каждого человека с собой, другими людьми, предметами первой и второй природы, мирозданием в целом [8]. Художественная культура – это подсистема культуры, где равновесные идеалы стремятся быть эталонными идеалами гармонии, а уникальные продукты второй природы являются ее чувственными репрезентантами и воплощаются в ее идеалах. В.И. Даль утверждает, что «изящные художества стремятся к созданию первообраза красоты, союза добра и истины, которых отраженье мы видим в вещественной природе», а также определяет «художественное произведенье» как искусное, мастерское, изящное [4, с. 569].

Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство – это сфера человеческой деятельности, в границах которой осуществляется мастерское создание (производство) и сохранение искусственных, искусных и искушающих идеалов. Сфера искусства многообразна – это области искусства кино и театра, музыки и литературы, хореографии и видео, изобразительного искусства. Концептуальным стержнем области под названием «изобразительное искусство» является произведение изобразительного искусства. Все, что разворачивается в многомерный и многоликий мир изобразительного искусства, в сжатой до предела форме содержится в этом концентрате, и нигде больше.

Произведения искусства всегда есть отличные от первой природы вещи («искусственность»), демонстрирующие мастерство своего создания с требованием умелого отношения с собой («искусность»), возбуждающие желание диалога («искус»).

Произведение искусства предстает как «место встречи», чувственно явленная сущность соития человека в качестве существа конечного с тем, что можно обозначить терминами «бесконечное», «абсолют», «бог», «единое», «субстанция». Понятие «произведение искусства» раскрывается как идеальное отношение между человеком и Абсолютом, где в пространстве репрезентанта присутствуют в снятом виде обе желающие встречи стороны, прилагая к этому определенные усилия. Усилие «снятия» со стороны Абсолюта – это эманация бесконечного в конечное, что фиксируется как «изобразительная» тенденция искусства. Усилие «снятия» со стороны человека – это имманация конечного в бесконечное, что фиксируется как «выразительная» тенденция искусства [7, с. 210-220] .

Исходя из положения, что суть конечного не в конечном, а в его противоположности, можно утверждать, что в пространстве второприродных вещей обязательно присутствуют предметы, ориентированные при стремлении к своей сути на прорыв конечности. Такими «иллюзорно конечными» вещами, мерно совмещающими в себе конечное и бесконечное, и являются произведения искусства. В создании произведения искусства участвуют две стороны: художник и художественный материал. Каждое произведение искусства и традиционно и инновационно. С одной стороны, все живописные картины, созданные в разные времена и различными художниками, имеют красочный слой в качестве главного, что не может не роднить разнообразные произведения искусства друг с другом, указывая на традиционность их производства. С другой стороны, каждая из миллионов картин располагает уникальной конструкцией «элементарных ячеек», «форм» и «фона» своей живописной поверхности, что делает каждое произведение искусство принципиально отличным от всех других.

Понятие «произведение искусства» – ключевое понятие для исследования изобразительного искусства. Будучи первично свернутым и предельно абстрактным, оно способно при погружении в тот или иной аспект профессиональной искусствоведческой деятельности удивительным образом разворачиваться и конкретизироваться во множество понятийных инструментов со своими уникальными технологиями умственного действования [5]. Произведение искусства позволяет исследовать и процесс производства произведений искусства (кто, где, когда, как и почему производит произведение), и процесс сохранения произведений искусства (кто, где, когда, как и почему сберегает произведенное произведение), и процесс освоения реципиентами произведений искусства (кто, где, когда, как и почему потребляет произведенное произведение).

Определяя место произведения искусства в идеалообразующей системе художественной культуры можно сделать следующие выводы: произведение искусства является базовым идеалом художественной культуры и имеет свои специфические характеристики; произведение искусства – это элемент системы произведений искусства, которая является сущностью художественной культуры в ее структуре и разворачивается как чрезвычайно сложный и противоречивый диалектический процесс [5].

Многочисленность произведений изобразительного искусства и их градация на рядовые работы и шедевры связана с тем, что художественный образ как модель Бытия при всем стремлении к эталонности не в состоянии стать полной моделью. Полнота Бытия не может быть в принципе выражена посредством какого-либо единичного и конкретного произведения искусства, а, следовательно, и индивидуального художественного образа (как не может многогранник при даже бесконечном увеличении его сторон потерять собственное гранение и стать окружностью). Однако стремление достичь невозможных вершин совершенства стимулирует художников совместно с художественным материалом изо дня в день, из года в год, из века в век про-изводить «иллюзорно-конечные» произведения-вещи, которые вместе с совершенными зрителями, в конце концов, построят художественные образы, способные объединить в целое конечное несовершенство с бесконечным Совершенство [10].


Библиографическая ссылка

Жуковский В.И. СУЩНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 409-410;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7409 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674