Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Молодцова Т.Д. 1
1 Таганрогский институт им. А.П.Чехова филиал ФГОУВПО «РГЭУ» (РИНХ)
1. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов-на-Дону: Изд0во Ростовского университета, 2005, – 254 с.
2. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. – М.: АПН РСФСР, 1958. – 212 с.
3. Фрумин И.Д. Как преодолеть отчуждение от школы? // Педагогика. – 1993. – №2.

Обзор исследований отечественных и зарубежных авторов показывает, что наиболее часто встречающиеся понятия, так или иначе обозначающие трудности несовершеннолетних или тех, кто с ними работает это: трудные, трудновоспитуемые, труднообучаемые, педагогически запущенные, социально или социально-запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные, криминальные, дискомфортные, дети группы риска, дети с отклонениями поведения и т.д.

Как нам представляется, ни один из рассмотренных выше терминов не охватывает в полной мере всех внутренних или внешних поведенческих деформаций, трудностей развития, воспитания и взаимодействия несовершеннолетних с обществом и самим собой. Вместе с тем, проблема как таковая, существует и она должна иметь свое обозначение. Это заставило нас обратиться к термину дезадаптация, который, как нам представляется, отвечает этим требованиям, несмотря на имеющееся разноплановое толкование.

Итак, как мы её понимаем: «Дезадаптация – это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности самой с собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения и взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое отношения в обществе дегармонизирует, нанося моральный и материальный ущерб».[1,10] На личность постоянно действуют объективные и субъективные факторы, часть из которых личность дезадаптируют. К ним можно отнести макро, мезо и микросреду. Если макросреда включает такие явления, как безработицу, бедность, войны, миграцию, насилие, преступность, то мезосреда – сложности проживания в определенном социуме – городе, деревне, посёлке городского типа (плохо работающий транспорт, тяжёлая экологическая ситуация, невыносимые жилищные условия, удалённость культурных центров и т.д.). Вышеназванные условия могут осложняться ещё и дефектами микросреды. Для подростка в микросреду, как правило, входят школа, семья, группа друзей, близкий круг общения (соседи, родственники, знакомые в доме и т.д.).

Каким образом условия макро- и мезосреды могут повлиять на появление дезадаптации подростков? Этот вопрос стал особенно актуальным. Массированное влияние на детей стихийных отрицательных факторов, нередко аморальных, подключают такие неосознанные механизмы социализации, как идентификация, внушение, заражение, подражание, которым часто не могут противостоять целенаправленные воспитательные воздействия, применяемые в школе и семье. К тому же, как показывает практика, сами школа и семья нередко становятся источниками дезадаптации детей и подростков. И.Д. Фрумин отмечает в связи с этим, что современная школа не справляется со сложной функцией социализации, школа и ребёнок становятся агрессивными друг к другу. [ 3 ]

В чем причины того, что школа сама становится для ребенка или подростка источником дезадаптации? Прежде всего, эти причины кроются в недостатках воспитания, которые нередко явно проявляются в школе: некомпетентность, самоуверенность, бестактность учителей, педагогические ошибки. Среди наиболее часто совершаемых учителями ошибок следует назвать типичные:- незнание возрастных и индивидуальных особенностей детей; – поверхностность суждения о ребенке, нежелание проникнуть в суть событий, ситуаций; – некомпетентность в использовании педагогических стимулов, злоупотребление словесными методами воздействия; – слабые знания методов диагностики; – неумение правильно взаимодействовать с семьей школьника; – неумение пробуждать глубокий интерес к знаниям на уроках; – поверхностные суждения об учениках; – расхождение между поучением и собственным поведением; – неумение оптимистически смотреть на ученика; – непосильность требований к школьнику.

Нередко эти ошибки порождают «смысловой барьер», в результате чего ученик становится «глух» к справедливым и нужным, казалось бы, требованиям. Ситуация «смыслового барьера» анализируется психологом Л.С. Славиной, которая пишет следующее: «Смысловым барьером» мы называем такое явление, когда ребенок, хорошо понимая и умея выполнять то, что требует от него учитель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет. В этих случаях те или иные педагогические меры не оказывают на него воздействия, хотя он хорошо понимает, на что именно они направлены и как ему следует на них реагировать» [2,10]

Причина же «смыслового барьера» заключается, как правило, в многочисленных педагогических ошибках: бестактности, некомпетентности, несправедливости и т.д.

Серьезным источником детской и подростковой дезадаптации является неуспеваемость школьников. Причиной неуспеваемости становится множество факторов: задержки в психическом развитии, болезнь и, как следствие, отставание в учебе, отрицательная учебная мотивация, стремление избегать умственных усилий, отсутствие внимания на уроках, слабая самоорганизация, недисциплинированность, конфликты с учителями, неумение организовать свой труд и т.д. Когда эта деятельность не получается, ученики компенсируют её чем-то другим: увлекаются новым видом деятельности, начинают добиваться успехов обходным путем (списывание, подсказки и т.д.), самоутверждаются через конфликты с учителями, недисциплинированность, браваду или вообще начинают избегать школы (прогулы, пропуски занятий, выдуманные болезни), часто находя вне школы референтную группу, в которой полностью отсутствует такая нравственная ценность, как знания. Все это – прямой путь к дезадаптации, причем социальной.

Дезадаптация, связанная со школой, может исходить не только от учителей, но и от самих учеников, их неудач в учебной деятельности, нежелания трудиться в результате отсутствия привычки к умственной деятельности, наконец, от неудачно складывающихся отношений с товарищами по классу. Очень часто дезадаптированные ученики не находят своего места в коллективе класса, у них низкий социометрический статус, они чувствуют себя в школе неуютно. Причин здесь множество, причем чаще всего они меняются в зависимости от возраста.

Итак, как показали исследования, чтобы начинать корректировать школьную дезадаптацию, надо искать факторы, которые исходят от самой школы, и своевременно их преодолевать.


Библиографическая ссылка

Молодцова Т.Д. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 417-418;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7416 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674