Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРЁХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Калимуллин Р.Х. 1
1 Российский исламский университет ЦДУМ России

Глобализация образовательной системы предусматривает реализацию многоуровневой системы образования, позволяющей учитывать интересы личности и потребности общества. Особенностью многоуровневой системы является гибкость при создании образовательных программ, учёт уровня подготовленности обучающихся, творческого потенциала преподавателей, учебно-материального уровня учебного заведения, формирования в человеке способности и готовности продолжать образование в течение всей своей профессиональной деятельности, повышения конкурентоспособности, самореализации личности. Объём информации в современных условиях удваивается каждый год. Традиционная система образования, в виде формального образования, недостаточно эффективно реализует потребности общества и человека. Возникают противоречия между необходимостью постоянного обновления знаний, развития человека и возможностями современной системы образования.

В Федеральном Законе об образовании в Российской Федерации наряду с традиционным общеобразовательным, профессиональным, дополнительным образованием приводятся положения, раскрывающие особенности организации религиозного образования.

Развитию исламского образования уделяется должное внимание на государственном уровне. На заседании Совета по межнациональным отношениям, на встрече с Российскими муфтиями, проходившем в г. Уфе 22 октября 2013 г. президент В.В. Путин сказал: «Воссоздание отечественной исламской богословской школы является одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российскими мусульманами»; «Российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие, сказать свое слово в развитии». Полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, развивая позицию президента В.В. Путина, заявил, что в исламском образовании получит развитие трехуровневая система, включающая в себя медресе, исламские вузы и центры повышения квалификации. Развиваемая в России система исламского образования предусматривает уровневую, структурированную систему организации образовательного процесса. Однако полноценно развить личность посредством организации образовательного процесса в условиях образовательных учреждений не представляется возможным. Мы считаем, что совершенствование качества религиозного образования станет возможным, если образовательный процесс строить на интегрированной основе. В данной работе рассматривается интегрированная структура трёхуровневого исламского образования:

I уровень – обеспечивается развитием общего исламского образования, который формируется воспитанием в семье, в религиозной группе при мечетях, в медресе.

II уровень – профессиональное исламское образование обеспечивается в медресе и в вузе (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, интернатура, докторантура).

III уровень – развивающее исламское образование обеспечивается организацией образования в центрах повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров.

Совершенствование трёхуровневого исламского образования становится эффективным, если образовательный процессе учитывает интеграцию формального, неформального, дополнительного и информального образования. Рассмотрим сущностные основы указанных форм образования. Под формальным образованием понимается образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями, имеющими жёсткую уровневую структуру, с организацией обучения в соответствии с образовательными стандартами, с выдачей соответствующего документа об образовании.

Неформальное образование – образовательный процесс, осуществляемый образовательными, общественными организациями по специализированным программам, не требующим стандартизации, уровневого подразделения, обязательной выдачи документов об образовании. Формальное и неформальное образование обеспечивают развитие интеллектуальной, физической, социальной, и в меньшей степени духовно-нравственной составляющей личности. Введение в школьную программу дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» недостаточно повлияло на развитие духовно-нравственного потенциала школьников, так как при преподавании данной дисциплины в основном рассматриваются исторические, культурологические вопросы и в малой степени обращается внимание на формирование внутреннего мира детей. Человек многогранен по своей природе и его потребности индивидуальны. Потребности родителей, социума, работодателей рассматриваются в Законе об образовании в Российской Федерации, но недостаточно отражены вопросы развития внутреннего мира личности. В Советском союзе формальное и неформальное образование реализовывалось в основном в школе. После уроков в школе действовали кружки, секции, студии, группы продлённого дня, клубы по интересам и т.д. С распадом Советского Союза данная деятельность пошла на убыль и стали развиваться услуги в виде дополнительного образования, обеспечивающие личностно-ориентированное развитие человека, учитывая его потребности, интересы, склонности, способности. Реализация дополнительного образования осуществляется через предметные кружки, секции, студии, факультативы, конкурсы, экскурсий, предметные недели и т.д. Дополнительное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, ориентированный на развитие личностных, профессиональных качеств человека и реализуемый через творческие образовательные программы, не входящие в содержание установленных государственных стандартов образования. Дополнительное образование позволяет дополнить, расширить, углубить те области личности, которые невозможно развить в рамках основного образования. Наряду с формальным, неформальным, дополнительным образованием в системе исламского образования приобретает важную роль информальное образование. Информальное образование обеспечивает возможность осуществления непрерывного образования и связано не столько с организаций образовательной деятельности во внешнем окружении, сколько с постоянным желанием и реализацией внутреннего самообразования, самореализации, совершенствования своего внутреннего мира. Информальное религиозное образование – это образование, получаемое верующими людьми в виде знаний, компетенций, ценностей, отношений из повседневного опыта, неразрывной связи с Всевышним, реализации законов и правил гуманистического шариатского образа жизни, изложенных в Коране и высказываниях (суннах) Пророка Мухаммада (с.а.с.), совершенствованием духовно-нравственного потенциала, проявлением добропорядочности, реализацией добродеяний, выстраиванием толерантных отношений. Информальное религиозное образование формирует образ жизни мусульманина и является подпитывающим потенциалом его духовного мира.

Таким образом, интеграция формального, неформального, дополнительного и информального образования позволяет реализовывать трёхуровневую систему исламского образования, включающую общее развитие личности, которое обеспечивается воспитанием в семье, в религиозной группе при мечетях, в медресе, профессиональную подготовку через образование в медресе, вузе (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, интернатура, докторантура), через развивающее образование посредством совершенствования внутреннего мира человека, обеспечивающего высокий духовно-нравственный уровень, возможность следования срединному пути ислама, выполнению предписаний Всевышнего, реализации гуманистического шариатского образа жизни.


Библиографическая ссылка

Калимуллин Р.Х. МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРЁХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 5-1. – С. 53-54;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=7478 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674