Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АВТОР И ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Скляренко Т.М.
Понятие автора и определение его как категории в контексте художественного произведения всегда оставалось весьма спорным вопросом, имевшим множество различных подходов и впоследствии породившим множество теорий. На сегодняшний день, с развитием общества и появлением новых технологий, контекст художественного произведения, как основной формы творчества,

Сменился на контекст виртуального пространства как основной формы деятельности, что потребовало рассмотрения категории автора в совершенно новом аспекте.

Говоря о категории автора в виртуальной среде, следует отметить, что в силу некоторых особенностей виртуальности, а именно полной свободы творчества, автор и характер его деятельности, претерпели серьезные изменения. Возможность полной анонимности и отсутствие ответственности за написанное и сказанное, породило новое поколение авторов, имеющих неограниченную власть творчества, скрытого за псевдонимом реального или вымышленного персонажа [2].Каждый пользователь позиционирует себя в сети по средствам виртуально-индивидуального образа, тем самым каждый их них автоматически становится свободной виртуальной личностью, существующей только в виртуальном пространстве, не отождествленной с реальной личностью человека и живущей отдельно от него. Понятие виртуальной личности является достаточно сложным и многогранным, но одной из ключевых особенностей виртуальной личности является возможность изменения ее под влиянием внешних факторов, таких как участие других пользователей в формировании личности или события, происходящие непосредственно в сети [3].

Возвращаясь к проблеме авторства в виртуальной среде, возникает вопрос: можем ли мы говорить о полном соответствии виртуальной личности и автора? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к традиционному понятию автора в художественной литературе.

Взяв в рассмотрение теорию М.М. Бахтина, мы определим автора как носителя акта художественного творчества (произведения), который не может быть отождествлен с автором-человеком определенного времени, определенной биографии и определенного мировоззрения. Автор - это весь мир идей, все произведение в целом, герои и события - это все автор, творец собственного уникального мира воплощенного в произведении. [1] фокусируясь непосредственно на произведении (творческом пространстве) следует отметить, что это лишь мир нереального, возникающий у читателя посредствам воображения, но заведомо устроенный и управляемый автором. Произведение является выражением автора и не может влиять на него и взаимодействовать с ним само по себе. [1]

Взяв в рассмотрение любое художественное произведение, к примеру «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, мы можем утверждать о его независимости от воли читателя и об отсутствии всякого влияния его на автора. Соответственно кем и при каких условиях ни было бы прочитано это произведение, по авторскому замыслу, действие в романе все равно происходит в петербурге и раскольников в любом случае совершит преступление, независимо от воли читателя. Сам раскольников, будучи героем (одним из воплощений автора) этого произведения, не может вынудить автора [Достоевского] изменить его судьбу, так как автор уже ограничил себя творческим заданием по созданию несчастного героя. В художественном пространстве вся власть творчества принадлежит автору.

Из этого следует, что художественное произведение, созданное автором, не подвергнется изменению в процессе прочтения, не зависимо от читателя или других внешних факторов, так как только автор является единственным носителем концепции этого произведения и он ограничен своим заданием. [1]

Рассмотрев вышесказанное через призму виртуальной среды, мы увидим, что отношение между виртуальной личностью и автором амбивалентно. С одной стороны, оно основывается на частичном отождествлении творца со своим творением. С другой стороны, сотворенная личность имеет тенденцию обособляться от своего создателя и обретать род независимого существования [4]. Из этого следует, что виртуальная личность не может быть автором в полной мере, так как она может существовать отдельно от него и изменяться под влиянием внешних факторов, тем самым виртуальная личность может являться лишь авторским проявлением. Согласно теории автора, он [автор] находит свое проявлении лишь в созданном им произведении, соответственно мы можем утверждать, что виртуальная личность есть не что иное, как произведение автора в сети, его герой. Автор, зачастую не всегда осознанно, сам порождает виртуальную личность как художественного персонажа, создавая неповторимую сюжетную линию его действий, иногда напрямую связанных с реальностью, но в отличие от художественного пространства, автор не ограничен единичным заданием и виртуальная личность как жанр его творчества может принимать различные формы [3].

Для иллюстрации данного явления, рассмотрим феномен одной из известнейших виртуальных личностей русской сети интернет прошлых лет - кати деткиной. Данная виртуальная личность было создана в сети как реально существующая девушка журналист, ведущая ежедневный обзор новостей он-лайн, впоследствии погибшая в автокатастрофе. Данное проявление творчества развивалось на страницах электронного журнала в рамках реального, и было весьма популярно и авторитетно среди пользователей сети. Как выяснилось позже, автором данного шедевра являлся артемий лебедев, который посредствам виртуальной реальности сумел убедить пользователей в подлинности существования своего выдуманного персонажа, заставив тем самым впоследствии сожалеть о ее гибели[2].

Анализируя екатерину деткину как виртуальную личность, заметим, что непосредственно с автором она соотнесена быть не может, так как автором является мужчина, род деятельности которого совершенно не связан с журналистикой. Говоря о феномене виртуальной личности кати деткиной как о произведении, отметим присутствие главного героя (екатерина деткина) и среды его существования, творческого мира (реальный мир с точки зрения журналиста). Но, в отличие от художественного произведения, судьба кати деткиной не была предрешена заранее, автор не был ограничен творческим заданием. Сотни пользователей задавали именно екатерине вопросы, заставляя автора развивать все новые и новые стороны персонажа, создавая все более запутанные сюжетные линии ее жизни. Соответственно мы видим, что эта личность уже окончательно отделилась от автора и начала существовать отдельно от него, само произведение теперь стало диктовать автору творческое задание. Следует отметить, что развитие такого вида творчества возможно только по средствам виртуального пространства, где взаимодействие читателя и автора (пользователей) происходит напрямую и в реальном времени.

Отвечая на поставленный в начале нашего исследования вопрос, мы можем утверждать, что понятие виртуальной личности и автора не могут быть отождествлены полностью, хотя и имеют большое количество точек соприкосновения. Соответствие понятий «автор» и «виртуальная личность» может быть раскрыто через отношение понятий «автор»: «произведение», где виртуальная личность как произведение в виртуальной среде имеет характерные черты, и в отличие от художественного произведения, может влиять на деятельность автора. В заключении следует отметить, что феномен виртуальной личности, достаточно неоднозначное понятие, требующее более детального рассмотрения не только в контексте авторства, но и с точки зрения морально эстетической реальности.

Примечания.

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979
  2. Горный Е. Виртуальная личность как жанр творчества
  3. Http://club.fom.ru/books/gorny_vp.pdf
  4. Горный е. Онтология виртуальной личности
  5. Http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/Ovr.html
  6. В. Штепа. Антропология сетевой эпохи
  7. Http://kitezh.onego.ru/netantrop.html

Библиографическая ссылка

Скляренко Т.М. АВТОР И ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 8. – С. 199-201;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=752 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674