Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Турабаева Л.К. 1 Абдикеримова Г.А. 1 Танабаева Г.У. 1 Ирсимбетова Л.А. 1
1 Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова
В статье рассматривается преимущество электронных книг и учебников. С помощью электронных учебников проводятся такие виды работ, как дискуссия, монолог, интервью, чтение, письмо. На основе освоенных знаний студенты могут вести диалоги, делать презентации, пересказывать содержание текста, представлять информацию по заданным темам. Наряду с возможностью использования информационных технологий учитывается рациональность их использования. В работе указывается, что интерактивные методы обучения позволяют широко использовать образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения. Поэтому эффективное применение современных электронных учебников и учебных пособий способствует оптимизации и интенсификации учебного процесса. При выполнении практических заданий и различных упражнений в аудитории электронный учебник может выступать в роли вспомогательного пособия. Электронные учебники способствуют повышению уровня знаний, умений и навыков каждого из обучающихся. Таким образом, постоянное совершенствование интерактивных методов обучения направлено на повышение речевой и профессионально-ориентированной компетенции будущих высококвалифицированных специалистов.
инновационные технологии
интерактивные методы
навыки
электронные учебники
образовательный процесс
эффективность
личность
саморазвитие
научно-технический прогресс
1. Турабаева Л.К. Казахский язык. Программа для ЭВМ // ЮКГУ им. М. Ауезова, Центр электронных учебно-методических изданий. – 2013. – С. 110.
2. Турабаева Л.К. Профессиональный казахский язык. Электронная книга. – 2012. – С. 108.
3. Истемиров К. Современные педагогические технологии и средств обучения. – Алматы, 2007. – С. 120.
4. Тусупова А.Ж. Компьютер новая технология обучения. – Алматы, 2012. С. 120.
5. Абубаева А. Использование электронных учебников // Основы информатики. – 2006. – № 4. – С. 98.
6.  Бейсенова Г. Эффективность новых информационных технологий // Казахстанская школа. – 2006. – № 6. – С. 87–92.

Эффективное использование инновационных технологий в образовательном процессе подготавливает студентов, обучающихся на различных специальностях, стать в будущем конкурентоспособными специалистами. Педагоги, благодаря эффективному использованию инновационных технологий, могут научить обучающихся формулировать и доносить свои мысли, развивать творческое мышление, решать проблемы, возникающие в деловых отношениях, эффективно использовать все виды информации [1].

Сегодня в образовательных учреждениях используются различные виды теоретических и практических инновационных технологий. Этим вопросом занимались такие ученые, как А.Я. Савельев, В.М. Максимов, Г.К. Селевко. Согласно исследованиям В.М. Максимова, предлагаются следующие понятия: структурная логическая технология, интеграционная технология (взаимосвязь различных дисциплин), игровая технология, обучающая технология, информационные технологии, диалоговая технология.

Данные понятия широко применяются в настоящее время в педагогике.

Обучение в образовательном процессе – это совместный педагогический процесс учителя и учащегося, направленный на достижение конкретной цели. А достижение этой конкретной цели обусловлено интенсификацией учебного процесса.

В учебном процессе необходимо широко использовать образовательные, воспитательные, развивающие функции обучения. Каждая педагогическая технология создает благоприятные условия, возможности для личностного саморазвития человека, повышения его творческого потенциала [2].

Электронные учебные пособия, вне зависимости от вида, могут ощутимо помочь учителю в учебном процессе и повышении качества знаний обучающихся. Тем не менее, развитие научно-технического прогресса требует рационального использования новых методов обучения, технических пособий, другими словами, новых технологий обучения. В связи с этим необходимо выделить рациональный вид преподавания казахского языка на русском отделении. Считаем, что наиболее рациональным в преподавании казахского языка на русском отделении является использование компьютера. Это объясняется следующим:

● во-первых, широкие дидактические возможности компьютера по сравнению с обычными пособиями;

● во-вторых, соответствие компьютера всем требованиям научно-технического прогресса, а также новым образовательным технологиям;

● в-третьих, возможность использования электронных пособий не только в аудиториях, но и вне аудиторий, что особенно важно для иноязычных учащихся с целью самостоятельного и быстрого изучения казахского языка;

● в-четвертых, компьютер прост в использовании.

В повышении качества обучения казахскому языку русскоязычных обучающихся большая роль отводится самостоятельной работе. Для личного достижения результата студент должен усваивать материал сознательно. В данной работе предлагается самостоятельная внеаудиторная работа, предназначенная для лучшего запоминания и закрепления пройденного материала. В работе также приводятся различные виды выполнения самостоятельной работы с помощью компьютера. Особенность этой самостоятельной работы заключается в том, что она дополняет пройденный в классе, аудитории материал, который строится вокруг одной лексической темы. Преимущество этого подхода состоит в том, что эта работа способствует развитию речи на определенную тему:

– во-первых, определяет, о чем надо говорить изучающим язык в той или иной ситуации,

– во-вторых, как надо говорить, какие языковые средства использовать в той или иной жизненной ситуации.

С помощью электронных учебников могут быть проведены различные виды работ: монологи, дискуссии, интервью, чтение, письмо. На основе пройденного материала студент или учащийся должен уметь вести разговор, строить монологическое высказывание в объеме лексического минимума [3].

Студенты и учащиеся в конце занятия должны:

– ознакомиться с деловым текстом, составленном на основе грамматических и лексических материалов;

– дать информацию на основе пройденной темы;

– пересказать содержание делового текста, опираясь на план и ключевые слова;

– составить комментарий к видеофильму;

– провести презентацию на основе лексико-грамматических материалов этого курса;

– представить информацию об истории компании или фирмы, а также описать их действия и выпускаемую продукцию.

В настоящее время проводится работа по внедрению и использованию в школах информационных технологий с целью повышения информационной культуры учащихся.

В последние годы большое внимание уделяется внедрению информационных технологий, учебных программ и электронных книг в сферу образования, созданию электронных библиотек, разработкам структуры информационной сети, а также развитию дистанционного обучения. В связи с этим вопрос о создалии электронных учебников и учебных пособий является наиболее актуальным. Полностью проработанный электронный учебник является вспомогательным пособием при выполнении практической работы в процессе урока, выполнении самостоятельной работы в компьютерных классах, методическим пособием экзаменатора. Электронные учебники способствуют повышению уровня знаний и навыков каждого пользователя, а также повышения их квалификации [4].

Систематическое закрепление знаний обучающихся в сфере программирования в последнее время связано с использованием электронных учебников. Электронные учебники – один из главных инструментов в процессе информатизации образования.

Электронный учебник – программно-методический комплекс, расположенный на магнитном переносном устройстве (жестком или гибком диске), обеспечивающий возможность усвоения учебного курса с помощью компьютера, самостоятельно или при участии преподавателя [5].

Электронный учебник должен состоять из трех основных компонентов: – основного информационного раздела – презентационного;

– практического раздела, отвечающего за закрепление полученных знаний – упражнения;

– раздела для оценки знаний обучающихся – тестирование.

Постоянная модернизация информационных технологий сможет обеспечить оптимизацию и интенсификацию учебного процесса. Поэтому новые технологии являются основным фактором развития и достижения высоких результатов для каждого учебного заведения.

Ежедневное использование на уроках видео, аудио-установок, телевизора, компьютера приводит к значительным результатам. Это позволяет повысить интерес учащихся к уроку, помимо внимательного просмотра и прослушивания материала, оно дает возможность повторного просмотра и прослушивания непонятных мест, уточнения данных.

Достоинства этого подхода:

– возможность дистанционного обучения;

– возможность быстрого получения нужной информации;

– повышение качества знаний.

Данные преимущества использования электронных учебников наиболее ярко проявляется при изучении языков (казахского, английского, русского и т.д);

при обучении предметам, требующим движения, действий, динамики (искусство танца, рукоделие, физкультура и др.) [6].

Электронные учебники дают возможность увидеть недоступное привычному глазу, а также прикоснуться к тайнам природы, к результатам различных физических, химических и биологических опытов.

Таким образом, инновационные технологии способствуют развитию учебной и научно-профессиональной компетенции обучающихся.

Эффективное использование педагогами инновационных технологий в учебном процессе направлено на повышение образовательного уровня молодежи – будущих высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.


Библиографическая ссылка

Турабаева Л.К., Абдикеримова Г.А., Танабаева Г.У., Ирсимбетова Л.А. ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 67-69;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7729 (дата обращения: 25.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252