Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Шилова В.С. 1
1 НИУ «Белгородский государственный университет»
1. Галеева А.М. Методологические основы системы социально-экологического образования и воспитания // Материалы Первой Всесоюзной конференции «Проблемы социальной экологии». – Львов, 1987.
2. Гершунский Б.С. Философия образования. – М., 1994.
3. Закон «Об образовании в РФ». – М., 2012.
4. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М., 1995.
5. Психолого-педагогический словарь. – М., 1998.
6. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М., 2000.
7. Сластенини В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2013.
8. Словарь иностранных слов. – М., 1985.
9. Толковый словарь. – М., 2001.
10. Шилова В.С. Социально-экологическое образование школьников: теория и практика. Монография. – М.- Белгород, 1999.
11. Шилова В.С. Педагогические условия социально-экологического образования школьников. Учебное пособие. – Белгород, 2010.

Проблема подготовки подрастающего поколения к гармоничным отношениям с природой потребовала выявления определенных теоретических предпосылок. К их числу относится определение, прежде всего, сущности понятия «социально-экологическое образование школьников». Оно призвано отражать собственно систему «общество-природа», взаимодействия между ее элементами.

Иначе говоря, эта система отражает сущность содержания социально-экологического образования школьников. Однако социально-экологическое образование – это, прежде всего, процесс. По мнению А.М. Галеевой, социально-экологическое образование представляет собой психолого-педагогический процесс воздействия на человека с целью формирования у него знаний научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, нравственных принципов, определенной ориентации и активной социальной позиции в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов [1].

Приведенное определение отражает общий философский аспект социально-экологического образования школьников. С целью выявления его педагогической стороны была проанализирована этимология исходных в этом случае понятий: социальный, экологический, образование.

Известно, что «социальный» (socialis – лат.) раскрывается как «общественный», «связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. «Социальный» обозначает название всего человеческого, то есть, всего того, что связано с совместной жизнью людей, с различными формами их общения. Этимология другого понятия – «экологический» (oikos – гр.) предполагает «дом», «родину» [8]. Установлено также, что этот термин обозначал науку о связи живых организмов со средой обитания, т.е. «экология» – специальное биологическое понятие. В настоящее время оно получает все более широкую интерпретацию, распространяясь на область и социальной жизни (Ситаров В.А., В.В. Пустовойтов) [6]. Сегодня «экологический» отождествляется с понятием «окружающий», «окружение», «местообитание», а словосочетание «социально-экологический» рассматривается как взаимосвязь общества с природой.

Что касается этимологии понятия «образование», то в «Толковом словаре» оно определяется, во-первых, как обучение, просвещение; во-вторых, как совокупность знаний, полученных в результате систематического обучения. Педагогический словарь (1998; 2001) раскрывает образование как относительный результат обучения, выражающийся в систематизированных знаниях, умениях и навыках; отношениях и явлениях природы и жизни; как процесс изменения, развития и совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни [5; 9].

Несмотря на продолжающиеся исследования в этом направлении, категория «образование» представлена в современной науке достаточно полно. Суть ее отражена в Законе РФ «Об образовании» (2012), где под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3].

Очевидно, что образование сегодня имеет многоаспектный характер и, поэтому, согласно мнения Б.С. Гершунского, должно рассматриваться как ценность, как система, как процесс и результат. При этом нарушения его целостности не происходит, а выделенные стороны отражают лишь его сущностные характеристики [2]. Ориентировано образование должно быть на обеспечение условий жизни и деятельности общества в конкретный исторический период, дальнейшее развитие производительных сил, общей культуры, укрепление гражданского статуса отношений и моральных устоев (Б.Т. Лихачев) [4]. Последнее возможно при условии включения ребенка в процессы обучения и воспитания, объединенные в целостный педагогический процесс (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др.) [7].

Все ранее изложенное позволяет подойти к определению сущности понятия «социально-экологическое образование школьников» как одной из подсистем общего и общего экологического образования. Очевидно, что оно отражает сложнейшие функциональные системы, какими являются природа, общество и образование, выступающее одной из форм культуры. Взаимодействие двух первых элементов обусловлено объективными связями общества с природой. Третий элемент – образование – также определен жизненно важной для общества необходимостью сохранения и воспроизводства окружающей среды, что реально при условии специальной подготовки людей, ориентированной на изучение, использование, сохранение и восстановление среды, причем, на всех уровнях: глобальном, региональном и локальном. Такая подготовленность реализуется, если в содержание обучения и воспитания включены знания о взаимодействии общества со средой, его видах и способах, нормах и правилах природопользования; связанные с этими знаниями умения и навыки интеллектуальной и практической деятельности в среде; личностные качества, содействующие оптимальному взаимодействию с природой.

Иными словами, социально-экологическое образование школьников (СЭОШ) предполагает целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, подготовленной к установлению оптимальных для данных условий взаимосвязей с природной средой; к ее вхождению в социально-экологические процессы, сознательно направленные на гармонию в отношениях при соблюдении исторически и пространственно обусловленных меры, норм и правил социально-экологических взаимодействий, сохраняющих и восстанавливающих биологическое, социальное и культурное равновесие, сберегающих среду жизни для будущих поколений. Социально-экологическое образование выступает одной из форм накопления и отражения социально-экологических ценностей (естественной психологической, педагогической этнической, социальной, трудовой, экономической. В процессе его практической реализации осуществляется усвоение этих ценностей, позволяющих удовлетворять соответствующие потребности. В условиях образовательного учреждения усвоение содержания социально-экологического образования школьников предполагает и определенный результат, который в самом общем виде заключается в культуре отношений со всеми элементами среды; в соответствующей степени готовности личности к социально-экологическим взаимодействиям; в необходимом объеме адекватных знаний, умений и навыков [10].

Социально-экологическое образование школьников в действительности существует и функционирует в соответствии с общими и частными законами и закономерностями. Известно, что закон представляет собой внутреннюю, существенную, необходимую и устойчивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение. Совокупность взаимосвязанных по содержанию законов, обеспечивающих устойчивую тенденцию в изменении системы, выступает как закономерность. Педагогическая реальность развивается по своим специфическим законам, среди которых главным является обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Этот закон определяет основные педагогические закономерности. К ним ученые относят зависимость содержания, форм и методов педагогической деятельности от уровня развития производительных сил общества и соответствующих производственных отношений, всей надстройки; обусловленность педагогического процесса интересами господствующих классов; зависимость его от условий протекания; зависимость результатов обучения и воспитания от особенностей взаимодействия с окружающей действительностью, от деятельности, в которую включены дети.

Общепедагогические закономерности свойственны и процессу социально-экологического образования школьников, проявляются в его специфике. Так, важнейшая внешняя закономерность, отражающая обусловленность педагогического процесса и составляющих его компонентов социально-экономическими потребностями и возможностями общества, его политикой и идеологией в рассматриваемом контексте проявляется в необходимости учета современным образованием потребности общества в людях, подготовленных к нормативной жизни и деятельности в сфере социально-экологических отношений. Эта потребность объективно определяется кризисным состоянием окружающей среды, ресурсы которой либо исчерпаны, либо загрязнены настолько, что становятся угрозой существованию человека и человечества; неравномерностью духовного и материального развития самого общества, способностью его или неспособностью решать проблемы взаимодействия с природой. Социально-экологическое образование людей, в том числе и школьников, зависит от потребности общества в здоровом природном окружении, природосберегающей политики государства, такой идеологии, сущность которой составляет главный императив – универсальная ценность природного человеческого и культурного фактора. Рост внимания со стороны государства к проблемам социально-экологических отношений повлечет за собой повышение эффективности образования в этой области.

Социально-экологическое образование школьников функционирует и в соответствии с такими педагогическими закономерностями, которые отражают взаимосвязь его с самообразованием в этом направлении, непрерывностью рассматриваемых процессов, обусловленностью их единством действий всех участников и др. Однако в нем обнаруживаются и сугубо специфические зависимости, в частности, обусловленность содержания основных его компонентов многоаспектностью предмета социальной экологии. Иными словами, состояние системы социально-экологического образования школьников, каждого ее элемента в этом случае определяется состоянием во времени и пространстве реальной системы социально-экологических отношений, существование которых обусловлено необходимостью использования потенциала среды, удовлетворяющего различные человеческие потребности.

Эта, общая для исследуемого процесса, закономерность влечет за собой проявление других, более конкретных зависимостей, способствующих его протеканию. К их числу следует отнести взаимосвязь содержания проектируемого компонента социально-экологического образования школьников с соответствующей стороной предмета социально-экологической науки; зависимость состояния каждого проектируемого компонента от особенностей социально-экологического образования школьников как педагогического процесса; взаимная зависимость между направленностью его и каждым проектируемым компонентом и др. (Там же).

Подытоживая, отметим, что знание различного рода и уровня закономерностей позволяет не только раскрывать сущность какого-либо процесса, но и целенаправленно выстраивать его с учетом этих зависимостей. Именно они выступают источником формулирования основных требований к эффективному протеканию этого процесса. Сказанное относится и к педагогическому процессу, различным его подсистемам, условиям, в том числе и социально-экологическому образованию школьников [11].


Библиографическая ссылка

Шилова В.С. СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 7. – С. 158-160;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7778 (дата обращения: 25.09.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252