Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «БАНКОВСКОЕ ПРАВО»

Фролова Е.Е. 1 Войкова Н.А. 1
1 Дальневосточный федеральный университет

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Банковское право» разработан для студентов 4 курса, обучающихся по направлению «Юриспруденция» в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования, утвержденного в ДВФУ.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 8 зачетных единиц, 108 часов. Учебным планом предусмотрены и лекционные занятия, и самостоятельная работа.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с функционированием банковской системы Российской Федерации. В ходе изучения курса «Банковское право» студенты рассматривают отношения, складывающиеся как в сфере частноправового регулирования, так и носящие публичный характер, что обусловило необходимость анализа основных банковских институтов во взаимодействии между собой и с нормами гражданского, административного, финансового, гражданского и других отраслей законодательства, а также анализа основных банковских операций и банковских сделок.

Дисциплина «Банковское право» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Предпринимательское право», «Финансовое право», «Административное право», «Налоговое право».

Цель учебно-методического комплекса дисциплины «Банковское право» – оказать помощь студентам очной формы обучения по специальности «Юриспруденция» в усвоении механизма правового регулирования и банковской деятельности, и кредитно-денежных отношений в современных условиях. УМКД представлен рабочей учебной программой дисциплины, методическими рекомендациями по изучению курса, контрольно-измерительными материалами и другими учебно-методическими материалами.

Изучение курса «Банковское право» по предложенному учебно-методическому комплексу позволит студентам наиболее эффективно овладеть понятийным, категориальным и методическим аппаратом, применяемым в банковской практике, исследовать выработанные юридической наукой и проверенные многолетней практикой правовые институты и понятия, сопровождая данный процесс научным анализом банковского законодательства и практики его применения, приобрести практические навыки составления документов, представляющих правовое сопровождение предпринимательства, в том числе банковской деятельности.

Чуть более десятилетия тому назад систематически изложенный курс, посвященный институтам банковского права, последовательно и логически изложенный и рассмотренный в процессе обучения, отсутствовал, и это сказывалось определенным образом на существовании практики освещения различных аспектов правового регулирования банковской деятельности отдельно друг от друга. Студенты изучали проблемы правового регулирования деятельности кредитных организаций и механизмы осуществления банковского надзора Банком России лишь в рамках различных отраслей юридической науки (гражданское право, административное право, финансовое право), с присущим им специфическим ракурсом рассмотрения проблем.

Отсутствие возможности получения целостного банковско-правового образования в рамках обучения по специальности «Юриспруденция» отчасти обусловило определенный недостаток профессионализма в банковском управлении в 90-х годах XX столетия и внесло свою лепту в возникновение финансово-банковского кризиса.

Для решения вышеобозначенных задач, неповторения кризисных явлений в экономике будущему поколению юристов требуется широкий спектр знаний, понимание глубинных закономерностей как общеправового, так и отраслевого развития, способность хорошо ориентироваться в многообразии нормативных правовых актов. В данной связи крайне важно изучать не только позитивное право (в данном случае, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Банка России, кредитных организаций), но и тенденции правового развития, и не только в России, но и во всем мире, а также актуальные проблемы отдельных институтов, включенных в систему банковского права.

Развитие банковского права и переход к его преподаванию как самостоятельной учебной дисциплины – составная часть вопроса о качественном обновлении системы высшего образования в России. Введение новых стандартов высшего профессионального образования, в соответствии с которыми обучающиеся могут еще более углубленно погрузиться в изучение развития банковского права, его отдельных институтов и проблем, актуальных вопросов и насущных задач развития банковского законодательства, позволяет достичь поставленной цели.

Процесс устаревания знания конкретных правовых норм является доводом в пользу как общетеоретической подготовки будущих специалистов, так и погружения их в практические проблемы развития банкового законодательства при привлечении к прочтению курсов специалистов-практиков, работающими в кредитных организациях, в Банке России. Систематизированное, целостное изложение научного материала по различным институтам банковского права (изучаемых в рамках модулей) – необходимое условие глубокого усвоения курса и, соответственно, подспорье для понимания и качественного управления отдельными сегментами банковского сектора.

Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины «Банковское право» позволит студентам четко представить место и роль Банка России в регулировании деятельности кредитных организаций, изучить тенденции и перспективы регулирования банковской деятельности и осуществления пруденциального банковского надзора, совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе построения и функционирования банковской системы страны, организации процедур кредитования и систем управления рисками в банках, расчета экономических нормативов и иных параметров финансовой деятельности, заключения отдельных видов банковских договоров и осуществления банковских операций.


Библиографическая ссылка

Фролова Е.Е., Войкова Н.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «БАНКОВСКОЕ ПРАВО» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-2. – С. 184-185;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=7887 (дата обращения: 24.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074