Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ КАК ДУХ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ

Шергенг Н.А. 1 Харитонова Н.Н. 1
1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
1. Фрейд З. Я и Оно. Основной инстинкт / Сост., предисл. П.С.Гуревича. – М.: Олимп, Изд-во «АСТ-ЛТД», 1997. – С. 341.
2. Фрейд З. Я и Оно. Основной инстинкт / Сост., предисл. П.С. Гуревича. – М.: Олимп, Изд-во «АСТ-ЛТД», 1997. – С.162-163.
3. Харитонова Н.Н. Срытая сущьность теоретических воззрений З. Фрейда // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – № 3 (часть 2), 2014. –
С. 83.

По мере развития индивида происходит дифференциация «Я» и «Сверх-Я». Эта составляющая коррелирует с понятием «субъективный дух».

Для формирования Человека обязательным условием является прорыв, пребывание в мире ноуменальном, трансцендентном, так как это важно для его нравственности, для самосовершенствования. И недостаточно только воспитания и образования для формирования личного духа – духовной личности, необходимы самопознание, самовоспитание, самосовершенствование. Кроме того, индивидуальное духовное начало способствует не только самопознанию, но и творческому познанию окружающего мира.

«Легко показать, что «идеал Я» удовлетворяет всем требованиям, которые предъявляются к высшему существу в человеке...Он содержит зародыш, из которого образовались все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении «Я» с его идеалом вызывает смиренное религиозное ощущение...Заповеди и запреты остались действенно мощными в «Идеале Я» и выполняют теперь в виде совести моральную цензуру.»

«Сверх-Я» и есть носитель духовности субъекта, и проявляется оно в ответственном принятии и следовании высшим образцам жизни, переживании нравственных норм сообщества как внутреннего категориального императива, усвоении высших ценностей родового бытия человека как своих собственных.

Следует отметить, что в терминах С.Л. Франка «субъективное «я» означает душу – индивидуальность, как совокупность мыслей и чувств отдельного человека. Тогда как через углубление в самого себя (самотрансцендирование) человек усматривает абсолютный корень своего «я», трансцендентный субъективному «я».

В человеке кроме собственных сил присутствует иная сила, которая совершает направленность его восхождения в трансценденции. Такой силой является дух как «субъективное состояние» сознания личности. С другой стороны, духовная составляющая человека может быть понята как процесс, как индивидуальный акт трансцендирования.

Именно эта сила способствует самоконститумрованию личности и направляет её к некоему универсальному Абсолюту, предельно возможному измерению сущностных сил человека. Без этого движения постоянного «перерастания себя» личность исчезает.

Таким образом, субъективный дух – это понятие, которое интенсивно исследуется философией. Думается, что сопоставление родственных понятий позволило высветить новые грани в понимании рассматриваемого термина. “Субъективный дух”, как понятие, играет важнейшую роль и в теоретическом философствовании, и в жизни отдельной личности. Кроме того, индивидуальное духовное начало в нас предопределяет одну из фундаментальных особенностей существования и развития человека – способность к трансцендированию.


Библиографическая ссылка

Шергенг Н.А., Харитонова Н.Н. СУБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ КАК ДУХ ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 415-415;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8178 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674