Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Далингер В.А. 1
1 Омский государственный педагогический университет
1. Далингер В.А. Подготовка учителя в условиях современной модели российского образования // Проблемы и перспективы развития математического и экономического образования: сборник статей: материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Е. А. Кальт. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. – С. 13-19.
2. Далингер В.А. Российская система образования и дальнейшие пути ее совершенствования // Современный проблемы качества математического образования: теория, методика, опыт: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летнему юбилею доктора педагогических наук, профессора КожабаеваКаиржанаГабдулловича (Кокшетау, 28-29 июня 2013 г).- Кокшетау: Изд-во КГУ им. Ш.Уалиханова, 2013.- С. 69-72.
3. Далингер В.А. Характеристика основных направлений модернизации российской системы образования // научные исследования: информация, анализ, прогноз: монография. – Книга 28. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2010. – С. 7-20.
4. Саввина О.А. Размышления над ФГОС, или Нужно ли современному учителю математики уметь складывать дроби? // Математическое образование сегодня и завтра: материалы Международной конференции, Москва, 28-29 ноября 2013 / Сост. Атанасян С.Л. – М.: Изд-во ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования», 2014. – С 33-36.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образования» (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. – URL:http://минобрнауки.рф/документы/1908.
6. ФГОС – 3 плюс 2013 проекты. – URL:http://window.edu.ru/recommended/37 (Дата обращения: 15.01.2014).
7. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? . – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

В настоящее время российская система образования и педагогическая переживают очередной кризис. Особо остро проблемы обозначены в педагогическом образовании:

– несоответствие профессиональных компетенций выпускников педагогических вузов требованиям профессионального стандарта педагога (он утвержден приказом Минтруда России от 18.10.2103 №544н) [7] и задачам ФГОС общего образования (прежде всего формирование метапредметных и личностных образовательных результатов);

– низкий уровень практической подготовки выпускников педагогических вузов;

– не деятельностный (репродуктивный) характер технологий подготовки будущих педагогов;

– отсутствие системы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов;

– доминирует одноканальная модель системы подготовки педагогических кадров (без переходов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки) и др..

Сегодня большое значение имеют поручения Президента Российской Федерации (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года, Пр – 1148, п. 2), суть которых сводится к приведению ФГОС высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 года за номером 3241 п – П8 утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций».

Основные направления проекта модернизации педагогического образования находятся в русле двух типов проектов: прикладные и академические.

Прикладные проекты (прикладной бакалавриат и педагогическая магистратура) направлены на повышение качества подготовки педагогов за счет:

– приведения образовательных результатов программ подготовки педагогов в соответствие с требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования (обновленный перечень профессиональных компетенций);

– повышения практической направленности программ (разработка новой модели практики, включая сетевое взаимодействие с образовательными организациями, реализующими программы общего и среднего профессионального образования – «школьно-университетское партнерство», долгосрочная учебно-производственная практика в образовательной организации, определенная модульная практика);

– сетевого взаимодействия с образовательными организациями общего, среднего профессионального и высшего образования.

Академические проекты: разработка и апробация вариативной модели подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность перехода на педагогические направления студентов и выпускников непедагогических направлений подготовки.

Омский государственный педагогический университет (ОмГПУ) принимает участие, в качестве соисполнителя, в реализации проекта:

– модуль «Дисциплины гуманитарного и экономического цикла», «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» (исполнитель: Московский городской психолого-педагогический университет, соисполнитель: факультет дошкольного, начального и специального образования ОмГПУ);

– модуль «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности» (исполнитель: Московский городской психолого-педагогический университет, соисполнитель: филиал ОмГПУ в г. Тара);

– модуль «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования)» (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: Центр магистерской подготовки ОмГПУ);

– модуль «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов)» (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: Центр магистерской подготовки ОмГПУ);

– модуль «Специальное дефектологическое образование» (Учитель – дефектолог) (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: ОмГПУ);

– модуль «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) (исполнитель: Московский государственный педагогический университет; соисполнитель: ОмГПУ);

– модуль «Апробация новых модулей основной профессиональной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель – дефектолог)» (исполнитель: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; соисполнитель: ОмГПУ).

Задачами дальнейшего развития в Российской Федерации системы высшего педагогического образования являются:

– профессиональная ориентация абитуриентов педагогических программ ;

– программы введения в профессиональную деятельность;

– программы дополнительного профессионального образования;

– существенные изменения в педагогических вузах: реализация на практике стандартов четвертого поколения; целевой компонент – профессиональная готовность; содержательный компонент – основа – профессиональный стандарт педагога; модульная структура образовательной программы; повышение практикоориентированности; научно-исследовательская деятельность и проектная деятельность; организационный компонент: студент должен быть включен в сферу будущей профессиональной деятельности; новые формы организации учебной деятельности; новые формы практик; оценка результатов: новые контрольно-измерительные материалы; новые формы промежуточной и итоговой аттестации;

– подготовка педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования;

– развитие партнерской сети;

– работа супервизоров;

– тьюторское сопровождение студентов;

– формирование библиотечных модулей;

– новая система расчета штатов;

– новая нормативная документация;

– изменение в структуре управления: управление образовательными программами и т. д.

Более обстоятельный разговор о модернизации российской системы высшего педагогического образования читатель найдет в наших работах [1, 2, 3].


Библиографическая ссылка

Далингер В.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 434-435;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8192 (дата обращения: 12.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074