Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТИ В ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Сидорин А.В. 1 Сидорин В.В. 1 Покровская М.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский технологический университет»
Инфокоммуникационные технологии – одно из наиболее динамично развивающихся научных направлений. Своевременность актуализации образовательных технологий и использования в образовательном процессе подготовки специалистов новых инфокоммуникационных технологий определяет и качество полученного образования, и соответствие выпускников вузов требованиям предприятий-работодателей, и их конкурентоспособность на рынке труда. В статье представлена разработанная на основе процессного подхода система мониторинга потребности в инфокоммуникационных технологиях при подготовке специалистов техническом университете. Мониторинг включает процедуры сбора и анализа данных о потребностях вуза в инфокоммуникационных технологиях для формирования компетенций выпускников в образовательном процессе и при выполнении научных исследований и практических работ, верификацию и валидацию полученных результатов, а также оценку результативности.
инфокоммуникационные технологии
мониторинг
эффективность
анализ
обучение
специалисты
компетенции
научно-исследовательская деятельность
1. Сидорин В.В. Процессный подход к формированию компетенций специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса в учебно-научном инновационном кластере // Вестник качества. – 2013. – №1. – С. 20-31.
2. Сидорин В.В. Система менеджмента устойчивого развития предприятий оборонно-промышленного комплекс // Методы менеджмента качества. – 2012. – №1. – C.14-17; №2. – С. 16-22.
3. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Анализ и прогнозирование конкурентоспособности инновационной продукции предприятий радиоэлектронного комплекса на основе математической модели потребительской среды // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития радиотехнических и инфокоммуникационных систем» РАДИОИНФОКОМ-2013. – М., 2013.
4. Сидорин В.В., Покровская М.В. Структура и состав нормативно-методического обеспечения качества научно-технической продукции технического университета // Материалы Международной научно-технической конференции «Фундаментальные проблемы радиоэлектронного приборостроения», 3-6 декабря 2013, г. Москва. – М.: МИРЭА, 2013. – Ч. 6. – С.100-104.

Образовательная и научно-исследовательская деятельность – совокупность процессов формирования компетенций выпускников на выпускающей кафедре вуза. Системный подход к менеджменту образовательных – повторяющихся, т.н. операционных процессов, и проектный – к научно-исследовательским работам объединяет не только общая цель но и некоторые методы их менеджмента [1-6]. Несмотря на различия в подходах к менеджменту образования и научных исследований, объединяют их инфокоммуникационные технологии (ИКТ) и технические средства обучения, а также общая система мониторинга качества процессов и выполняемых проектов. Эффективность процессного и проектного подходов в системе менеджмента качества (СМК) вуза определяется эффективностью мониторинга основных, обеспечивающих и управляющих процессов, корректирующих и предупреждающих действий, СМК в целом. И если состав и содержание получаемых данных, периодичность их сбора определяется особенностями того или иного процесса, то собственно процедура их сбора носит универсальный характер и может быть разработана и рекомендована в качестве типовой модели для применения при развитии СМК вузов.

1. Схема процесса мониторинга

Одно из направлений деятельности в мониторинге – сбор и анализ данных о потребностях структурных подразделений вуза, участвующих в формировании компетенций выпускников и выполнении научных исследований в ИКТ и технических средствах обучения.

Сбор и регистрацию данных в СМК вуза выполняют сотрудники подразделения, назначенные распоряжением руководителя структурного подразделения (заведующего кафедрой, директора института, декана факультета, заведующего лабораторией и др.).

Представление полученных данных в Службу качества (СК) вуза данных о структурных подразделениях осуществляет руководитель соответствующего структурного подразделения. Сбор и регистрация данных осуществляются периодически в установленные для каждого подразделения сроки, определяемые их функциями и задачами, и включает выполнение действий, представленных в табл. 1.

Состав и содержание представляемой информации устанавливается в типовых формах заявок и регистрации данных о процессах СМК вуза.

Зарегистрированные данные анализируются специалистами Службы качества, обобщаются и оформляются в виде перечня требуемых новых ИКТ и технических средств обучения. Перечень согласовывается с Управлением информатизации и Службой качества и утверждается ректором вуза.

Представленная совокупность действий по сбору данных определяет эффективность последующего анализа потребности структурных подразделений вуза в ИКТ и технических средствах обучения.

Окончание процесса анализа потребности в Состав и содержание представляемой информации устанавливается в типовых формах заявок и регистрации данных о процессах СМК вуза.

Зарегистрированные данные анализируются специалистами Службы качества, обобщаются и оформляются в виде перечня требуемых новых ИКТ и технических средств обучения. Перечень согласовывается с Управлением информатизации и Службой качества и утверждается ректором вуза.

Порядок сбора и регистрации данных о потребностях структурных подразделений вуза в освоении новых ИКТ и технических средств обучения

Этапы выполнения процедур

Деятельность

1.Ответственный

2. Исполнитель

Требования

Документирование

1

2

3

4

5

Начало

Ознакомление с приказом о представлении сведений в СК для анализа

1. Руководитель структурного подразделения

2. Сотрудники структурного подразделения

Подтверждение ознакомление с приказом (личная подпись)

Личная подпись руководителя структурного подразделения в журнале рассылки приказов

1

Анализ потребности структурного подразделения в новых ИКТ и технических средствах обучения

1. Руководитель структурного подразделения.

2. Сотрудники структурного подразделения, назначенные руководителем подразделения

Сведения о новых ИКТ и технических средствах обучения для решения задач подразделения

Заявка от структурного подразделения по установленной форме с характеристиками и параметрами требуемых ИКТ и технических средств обучения.

2

Получение и обобщение заявок от структурных подразделений

1. Ответственный сотрудник Управления информатизации, назначенный распоряжением Начальника Управления.

2. Сотрудники Управления информатизации, назначенные распоряжением начальника Управления.

Объем и содержание информации устанавливается в типовой форме заявки. Периодичность и сроки сбора и представления данных – в установленные для конкретного подразделения сроки.

Записи в журнале регистрации получаемых заявок от структурных подразделений.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

3

Анализ данных и составление перечня требуемых ИКТ и технических средств обучения

1. Начальник Управления информатизации.

2. Группа анализа из числа сотрудников Управления информатизации, назначенная распоряжением начальника Управления.

Оценка целесообразности, возможности и установление очередности приобретения ИКТ и технических средств обучения на основе обоснования их необходимости структурными подразделениями

Перечень приобретаемых ИКТ и технических средств обучения

4

Согласование перечня приобретаемых ИКТ и технических средств обучения

1. Представитель высшего руководства вуза, ответственный за СМК.

2. Сотрудники Службы качества.

Согласованный с начальником Управления информатизации и представителем высшего руководства университета ответственным за СМК перечень приобретаемых ИКТ и технических средств обучения.

Внесение в Журнал учета записей о качестве данных о перечне.

5

Представление перечня приобретаемых ИКТ и технических средств обучения на утверждение ректору. Подготовка проекта приказа о приобретении ИКТ и технических средств обучения согласно прилагаемому перечню.

1. Начальник Управления информатизации.

2. Сотрудник . Управления информатизации, уполномоченный начальником Управления

Согласованный с начальником Управления информатизации и представителем высшего руководства университета ответственным за СМК перечень приобретаемых ИКТ и технических средств обучения.

1. Утвержденный ректором перечень приобретаемых инфокоммуникационных технологий и технических средств обучения.

2. Приказ о приобретении ИКТ и технических средств обучения согласно прилагаемому перечню.

6

Регистрация утвержденного перечня требуемых ИКТ и технических средств обучения

1. Начальник Службы качества.

2. Сотрудники Службы качества.

Утвержденный перечень требуемых ИКТ технологий и технических средств обучения.

Запись в журнале регистрации документов

7

Регистрация и рассылка приказа о приобретении ИКТ технологий и технических средств обучения в соответствии с утвержденным перечнем соответствующим структурным подразделениям.

1. Заведующий канцелярией.

2. Сотрудники канцелярии.

Подписанный ректором приказ с приложением – перечнем приобретаемых ИКТ и технических средств обучения

Запись в книге регистрации приказов

Окончание табл.

1

2

3

4

5

8

Получение приказа о приобретении ИКТ и технических средств обучения в соответствии с утвержденным перечнем

1.Начальниик материально-технического отдела.

2. Сотрудники материально-технического отдела.

Объем выделенных средств, сроки и состав приобретаемых и приобретения ИКТ и технических средств обучения в соответствии с приказом и утвержденным перечнем.

Запись о получении приказа в книге регистрации приказов

9

Организация хранения информации о приобретении ИКТ и технических средств обучения в соответствии с утвержденным перечнем

1. Начальник Управления информатизации.

2. Сотрудник Управления информатизации, ответственный за хранение документации.

Условия хранения, обеспечивающее управление документами в соответствии с процедурами «Управление документацией» и «Управление записями о качестве».

Список сотрудников, допущенных к ознакомлению с перечнем закупаемых ИКТ технологий и технических средств обучения перечнем

10

Окончание процесса анализа потребности в ИКТ и технических средствах обучения

1. Начальник Управления информатизации.

2. Сотрудники Управления информатизации.

Отчет, содержащий результаты анализа потребности в ИКТ и технических средствах обучения, перечень приобретаемых ИКТ и технических средств обучения, результаты верификации и валидации мониторинга, оценку его результативности.

Регистрация отчета.

11

Начало процесса приобретения ИКТ и технических средств обучения.

Процесс закупки.

1.Начальниик материально-технического отдела.

2. Сотрудники материально-технического отдела.

Выбор поставщиков приобретаемых ИКТ и технических средств обучения.

Договора с поставщиками о приобретении ИКТ и технических средств обучения.

Окончание процесса анализа потребности в ИКТ и технических средствах обучения является началом процесса их приобретения – процесса выбора поставщиков и закупки.

Последующая верификация, валидация и оценка результативности мониторинга потребностей вуза в освоении новых ИКТ и технических средств обучения осуществляется с целью установления соответствия его поставленным целям и установления его достоверности, полноты и своевременности.

2. Верификация и валидация результатов, оценка результативности мониторинга

Верификация – установление соответствия выполнения требований к мониторингу состоит в регистрации и документировании результатов мониторинга, подтверждающих тем самым факт его проведения. Исходя из того, что сформулированная ранее цель мониторинга – своевременное получение от всех использующих в образовательном процессе структурных подразделений вуза ИКТ достоверных данных о их потребностях, верификация представляет собой установление своевременности, достоверности и полноты полученных данных. Объекты верификации – представляемые структурными подразделениями сведения о потребности в новых ИКТ и технических средствах обучения, сроки представления сведений, количество структурных подразделений, представивших сведения.

Валидация результатов мониторинга заключается в установление соответствия его назначению, а именно – выявлению потребностей структурных подразделений университета в инфокоммуникационных технологиях для подготовки выпускников. Валидция включает в себя анализ представленных сведений по форме и содержанию. В результате анализа устанавливается соответствия представленных сведений требованиям к ИКТ и техническим средствам обучения, необходимых для подготовки выпускников с соответствующими компетенциями.

Результативность мониторинга определяется как соотношение полученных результатов к запланированным целям:

sid1.wmf,

где n – количество частных показателей результативности sid2.wmf; sid3.wmf – весовой коэффициент n-го частного показателя результативности; sid4.wmf – показатель своевременности подготовки и представления в установленные сроки сведений подразделениями вуза, Твып – время от начала до окончания сбора и представления данных, Тпл – время от начала до окончания сбора и представления данных по плану; sid5.wmf – показатель достаточности представленных сведений, Nвып – объем представленных данных, Nпл – требуемый по плану объем данных; sid6.wmf – показатель полноты информации о потребностях подразщделений вуза в ИКТ и технических средствах обучения, Мвып – число подразделений, представивших данные, Mпл – запланированное число подразделений вуза, участвующих в мониторинге.


Библиографическая ссылка

Сидорин А.В., Сидорин В.В., Покровская М.В. МОНИТОРИНГ ПОТРЕБНОСТИ В ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 9. – С. 34-38;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8201 (дата обращения: 03.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074