Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Немыкина Т.И. 1 Сарбатова О.И. 1 Ярославцева Н.А. 1 Дрягина Г.В. 1 Ярославцев А.С. 2
1 МБОУ «СОШ № 66»
2 Астраханский государственный медицинский университет

Современное состояние развития общества социологи трактуют как информационное. В эту эпоху во главу угла ставится личность обучаемого, и поэтому необходим новый подход к качеству образования. Предыдущий подход, сводящийся к прямой подаче информации изживает себя. Обучаемому необходимо научиться умению самостоятельно приобретать знания, проявлять свою инициативу и развивать креативные способности. Современному выпускнику необходимо отвечать запросам времени, быть конкурентноспособным.

Сегодняшний учитель имеет возможность в новом русле подойти к процессу образования и воспитания. В создавшихся условиях перед ним стоит задача выбора технологий, способствующих активизации познавательной творческой деятельности обучаемых. Использование информационно-коммуникативных технологий можно считать самым оптимальным выбором.

Их можно разделить на следующие виды:

1. презентация,

2. Интернет-ресурсы,

3. компьютерные приложения к УМ,,

4. тренировочные тесты,

5. специальные компьютерные программы, направленные на тренировку и закрепление пройденного материала.

Презентация – один из наиболее широко применяемых видов ИКТ. Она может быть использована не только как наглядное пособие, но и в качестве одного из приёмов активизации самостоятельной деятельности обучаемых. В марте 2015 г. в Астраханской областной детской библиотеке состоялась читательская конференция, посвящённая Году литературы в России, в которой приняли участие ученики 5а класса МБОУ г. Астрахани «СОШ № 66». Были подготовлены доклады, иллюстрируемые презентацией. Затем была представлена мини-инсценировка рассказа М. Зощенко «Кто твои родители?», сопровождаемая слайд-шоу. Авторами сценария явились сами учащиеся. Конечно, на столь раннем этапе обучения учащиеся испытывали некоторые трудности в создании оптимального варианта презентаций, но учителя оказывали помощь, которая заключалась в совете и дружеской поддержке.

На уроке Победы, подготовленном совместно учащимися пятого и девятого классов, на фоне слайда, где было изображено наступление Красной Армии, звучала песня в исполнении учащихся 5-го касса «Не отнимайте солнце у детей». Навсегда останется в юной памяти видеоролик с парадом Победы на Красной площади в Москве 1945 г.

На уроке английского языка «Дети войны» на фоне темы финала Патетической симфонии П.Чайковского перед пятиклассниками предстал слайд с изображением рыдающей пятилетней девочки над трупом убитой матери. В конце урока не вызывало затруднений сделать вывод, какие тяготы и страдания перенесли дети, жившие в период Великой Отечественной войны. Использование презентаций активизирует внимание обучаемых, положительно влияет на их эмоциональную сферу, стимулирует к дальнейшей деятельности.

Интернет-ресурсы – самый оптимальный вид ИКТ, используемый для самостоятельной работы. Без их использования немыслима подготовка проектов, докладов. Колоссальными «помощниками» здесь являются поисковые системы Google, Yandex и другие. При их использовании учащимися были подготовлены проекты на самые различные темы: «Животные в космосе», «Гладиаторские бои», «Российские исследователи космоса», «Как люди научились считать».

Компьютерные приложения к УМК – пособия развивающего характера. С помощью них снимаются психологические барьеры при изучении грамматики иностранного языка. Ясными становятся случаи применения различных временных форм глаголов. Кроме того, такие приложения способствуют лучшему усвоению лексики и совершенствованию произносительных навыков.

Тренировочные тесты имеются как в специальных компьютерных программах, так и в Интернет-ресурсах («Родной английский».) При помощи таких компьютерных тестов осуществляется не только контроль знаний лексики и грамматики, но и тренировка. По окончании выполнения теста указываются ошибки, затем тест можно сделать повторно, но он основан на другом лексическом материале. Повторятся могут предложения, (но не все), где были допущены ошибки. При использовании такого рода тестов осуществляется тренировка совместно с контролем.

По русскому языку можно использовать ЦОР, такие как «Программа – тренажёр «Фраза», «1С; Русский язык» и другие. С помощью ЦОР предоставляется возможность работы в различных режимах. В обучающем режиме предлагается материал для наблюдений и сравнений, а затем предоставляется возможность самостоятельно сформулировать правила.

К специальным компьютерным программам, направленным на тренировку и контроль изученного материала, можно отнести Hot Potatoes (горячий картофель).Это программа-игра, но её можно использовать и в качестве наглядного пособия с целью самоконтроля. Упражнения составляются самим учителем. Это могут быть различного рода подстановочные упражнения, направленные на тренировку как лексического, так и грамматического материала по английскому языку.

Использование ИКТ способствует более прочному овладению предлагаемым материалом. При их применении включаются одновременно слуховой и зрительный анализаторы, что благотворно влияет на процесс отражения. Но при чрезмерном пользовании компьютера на уроке наступает утомляемость обучаемых. Он используется на уроке не более 15 минут (требования «Санитарных правил и норм») Помимо информационно-коммуникативных технологий применяются личностно-ориентированные, здоровьесберегающие и ряд других.

Машина никогда не сможет заменить роли учителя в организации учебно-воспитательного процесса. Большую роль играет слово учителя, его настрой, его установка на предстоящую деятельность. Установка перед уроком или внеклассным мероприятием всегда должна носить только позитивный характер: «Я спокоен. Всё будет хорошо, У меня всё получится».


Библиографическая ссылка

Немыкина Т.И., Сарбатова О.И., Ярославцева Н.А., Дрягина Г.В., Ярославцев А.С. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 9. – С. 120-121;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8249 (дата обращения: 03.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074