Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Назаренко М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет информационных технологий радиотехники и электроники»
1. Акимова Т.И., Мельников Д.Г., Назаренко М.А. Применение принципа постоянного улучшения систем менеджмента качества в учебном процессе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований – 2014. – № 3-1. – С. 126–128.
2. Алябьева Т.А. Методология классификации исследуемых феноменов // Труды всероссийской научной конференции «Инновационные стратегии развития науки, техники и общества. Социальная инноватика – 2014». – М., 2014. – С. 64–65.
3. Кочеткова Л.Н. Креативность и антиномичность инженерно-технической деятельности в информационном обществе: социально-философский анализ // Труды всероссийской научной конференции «Инновационные стратегии развития науки, техники и общества. Социальная инноватика – 2014».  – М., 2014. – С. 12–17.
4. Лапидус В.А. Всеобщее качество в российский компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. – М.: ОАО «Типография «Новости». – 2000.
5. Назаренко М.А., Алябьева Т.А., Напеденина А.Ю., Николаева Л.А., Петров В.А. Использование кадрового аудита для развития компании в современных условиях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 6. – С. 151-152.
6. Назаренко М.А., Петров В.А., Сидорин В.В. Управление организационной культурой и этический кодекс вуза // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 4. – С. 171-172.
7. Философия качества по Тагути / Сер. «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 6, 2000: пер. с англ. – М.: НТК «Трек», 2000. – 17 с.

Менеджмент качества как обособленная научная дисциплина, постепенно развивается в поле научного дискурса. При этом в области высшего образования существует несколько специализаций, относящихся к данному полю исследования [1]: менеджмент качества, управление качеством, стандартизация и метрология.

Не смотря на различия между данными понятиями, все их можно отнести к проблемам и вопросам менеджмента качества, которые должны быть отражены в программах высшего образования [4].

Отметим, что в менеджменте качества и образовательных программах, наблюдается схожая динамика [3]. Так квалиметрия и советские разработки в области управления качеством ориентированы на технические показатели. Мнение и оценка потребителя, а также маркетинг продукции до XXI века в России практически не учитывались. На сегодняшний день эта проблема успешно решается с помощью внедрения в жизнь современных зарубежных систем оценки и управления качеством продукции, а также принятием Россией системы международных стандартов [5]. На наш взгляд, при разработке новых отечественных концепций следует обратить внимание на опыт разработок системы всеобщей информатизации, накопленный в 1960-е-1970-е годы. Возможно, что именно сейчас, когда автоматизированный сбор и обработка данных выходят на первое место в системах управления качеством [2], идеи советских программистов и экономистов могут оказаться полезными.

При этом, в последние 150 лет наблюдалась стремительная эволюция систем управления качеством по всему миру [7]. Активное развитие промышленного производства привело к появлению множества теорий и концепций, основным источником которых стали развитые страны.

Находя значительное количество сходных элементов в отдельных отечественных концепциях и зарубежных, следует отметить, что зарубежные системы управления качеством более ориентированы на экономическую составляющую, в отличие от отечественных, в которых преобладает техническая компонента [6]. То есть можно говорить о техноцентричности отечественных СУК и экономоцентричности зарубежных подходов к оценке и управлению качеством.

На наш взгляд, можно говорить о том, что в современной экономике оба подхода дополняют друг друга и при совместном применении позволяют добиться синергического повышения эффективности.


Библиографическая ссылка

Назаренко М.А. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 50-50;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8294 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674