Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОБ ОСНОВАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Кадимова М.Ш. 1
1 Дагестанский государственный университет

Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, но в то же время экологическая обстановка в республике не может быть охарактеризована как благоприятная в связи с высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду.

На качество жизни человека влияет множество факторов, в числе которых состояние окружающей среды и экологическая безопасность играют важную роль. К причинам, обуславливающим снижение уровня экологической безопасности населения, в значительной степени относится человеческий фактор, поэтому решение множества экологических проблем может быть связано с изменением мировоззрения населения и формированием бережного отношения к окружающей среде.

Повышение уровня правовой культуры граждан, уровень осведомленности и юридической грамотности, правовое просвещение и правовое информирование граждан, развитие правового образования и воспитания граждан являются целями, определенными в основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[1].

Экологическая обстановка в стране характеризуется существенными нарушениями природной среды, что оборачивается утратой естественных природных ресурсов и снижением качества окружающей среды. К причинам ухудшения экологической обстановки относится низкий уровень экологической культуры и образования граждан. Соблюдение требований экологического законодательства всеми органами и общественными организациями, должностными лицами и руководителями хозяйствующих субъектов, предпринимателями и гражданами способствует оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Необходимым элементом формирования личности и развития общества, средством предотвращения деградации окружающей среды является экологическое образование, которому придается государственное значение.

Экологическое образование способствует воспитанию экологической культуры личности и общества как совокупности духовного опыта взаимодействия человека с природой; оно трактуется как непрерывный процесс самообразования и развития личности, направленный на формирование и получение специальных знаний в сфере охраны окружающей среды[2].

Составной частью образовательной политики Российской Федерации является образование в сфере охраны окружающей среды, которое основываются на рекомендациях, разработанных в рамках международного сотрудничества по вопросам экологического образования (конференция ООН по проблемам окружающей человека среды – «Стокгольмская конференция» 1972 г., «Тбилисская декларация» 1977 г.).

Следует отметить, что законодательные основы экологической культуры и образования определены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[3], предусматривающим всеобщность и комплексность экологического образования, включающего в себя общее, среднее профессиональное, высшее и дополнительное образование, а также распространение экологических знаний.

Экологическая культура общества достигается путем воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов[4].

Правовое регулирование основ экологической культуры и образования населения осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Направлениями государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития страны являются экологическое воспитание и образование[5].

К основным задачам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года относятся – наряду с сохранением благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду – формирование экологической культуры и развитие экологического образования и воспитания.[6]

Согласно статье 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» правом организации и развития системы экологического образования, формирования экологической культуры и системы непрерывного всеобщего экологического образования, просвещения и воспитания населения наделены субъекты Российской Федерации. Так, в Республике Дагестан вопросам экологической культуры и образования населения придается важное значение. С целью определения социально-правовых и организационно-управленческих основ осуществления государственной политики в области экологического образования населения Республики Дагестан в 1996 году был принят Закон Республики Дагестан «Об экологическом образовании населения Республики Дагестан»[7], который утратил силу в связи принятием Закона Республики Дагестан от 30.12.2013 г. № 107 «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан».[8]

Данный закон создает условия для формирования экологической культуры населения республики и определяет полномочия органов государственной власти Республики Дагестан. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» республиканский закон также определяет комплексность, непрерывность, общедоступность и всеобщность экологического образования и экологической культуры населения.

В республике разработана и принята государственная программа «Охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 22.12.2014 г. № 657. Она преследует цели повышения эффективности системы экологического образования и воспитания ответственного отношения к окружающей среде, предусматривает развитие нормативно-правовой базы и совершенствование организационного обеспечения системы экологического образования и просвещения, повышение качества кадрового и учебно-методического обеспечения системы экологического образования и просвещения, а также создание материально-технической базы и информационной среды, обеспечивающих деятельность системы экологического образования и просвещения.[9]

Известно, что само по себе «наличие образования еще не является реализацией его действительного общественного значения. Экологическое образование предполагает воплощенность его в поведении, образе жизни, системе ценностей, семейном воспитании и внутренней жизни в целом».[10] К сожалению, реализация целей и принципов экологического образования затруднена тем, что население недостаточно мотивировано к пониманию необходимости изменения своего поведения в повседневной жизни.

Несмотря на нормативно-правовое закрепление, развитие и поддержку системы экологического образования на республиканском уровне, к числу первоочередных мер, необходимых для улучшения состояния сферы экологического образования республики, относятся: определение федерального органа исполнительной власти по реализации единой государственной экологической политики в области экологического образования, просвещения, воспитания и информирования; создание в обществе обстановки востребованности носителей экологической культуры на основе творческого использования республикой всех имеющихся в ее распоряжении средств и методов; привлечение самих граждан и их общественных объединений к решению вопросов по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.

Повышение экологической культуры и уровня образования граждан – длительный процесс, не дающий быстрых ощутимых результатов. В то же время именно повышение экологической культуры и образования граждан обеспечит надлежащее отношение к окружающей среде и природным богатствам.

[1]Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации от 28.04.2011 г. № Пр-1168, / Российская газета, N 151, 14.07.2011.

[2]Суслова Л.А. Формирование экологического сознания учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса // Наука, образование, общество. – 2006. – № 5.

[3]Собрание законодательства Российской Федерации, 14.01.2002 г. № 2, ст. 133.

[4]ФЗ «Об охране окружающей среды» статья 74.

[5]«Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» , утв. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 / Собрание актов Президента и Правительства РФ, 07.02.1994, № 6, ст. 436.

[6]Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации от 28.04.2011 г. № Пр-1168, / Российская газета, N 151, 14.07.2011.

[7]Собрание законодательства Республики Дагестан, 31.10.1996, N 10, ст. 608.

[8]Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 г. № 107 «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан» / «Дагестанская правда», N 448-469, 31.12.2013.

[9]Постановление Правительства РД от 22.12.2014 г. № 657 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2015-2020 годы» // Спс Консультант плюс.

[10]Кавтарадзе Д.Н., Брудный А.А Основы экологического мировоззрения как задача народного образования // Общее среднее образование России: сб. нормативных документов 1992-1993 г.


Библиографическая ссылка

Кадимова М.Ш. ОБ ОСНОВАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-1. – С. 127-129;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8349 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674