Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Гура В.В. 1
1 Таганрогский институт им. А.П. Чехова
В статье рассматривается задача развития профессионально значимых компетенций будущих социальных педагогов в процессе осуществления социального партнерства с детским домом.
компетентностный подход
социальное партнерство
социально-педагогическая деятельность
1. Авво Б.В. Методология компетентностного подхода в высшем образовании. – URL: http://www.emissia.org/offline/2005/978.htm [Дата обращения 15.04.2015].
2. Буршит Е.Л . Проявление социальной активности студентов в процессе их взаимодействия с социальными службами города (на примере детского дома № 5) / Развитие социальной активности студентов в условиях педагогического вуза / под ред. Т.Д. Молодцовой, О.И. Ефремовой. – Таганрог: Изд-воТаганрог.гос.ин-та имени А.П. Чехова, 2014. – С. 107-139.
3. Виды социального партнерства. – URL :http://center-yf.ru/data/ip/Vidy-socialnogo-partnerstva.php’>Виды социального партнерства. [Дата обращения 15.04.2015].
4. Молодцова Т.Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. – 2013. – № 05 (май). – ART13099. – URL:htt: //e-koncept.ru/2013/13099.htm. – Гос.рег.Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X [Дата обращения 16.04.2015].
5. Мухамбетова Л.К., Дюсембаев А. Развитие социального партнерства в профессиональном образовании. – URL: http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2013/Pedagogica/2_135533.doc.htm [Дата обращения 02.04.2015].
6. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности: учебное пособие для вузов / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Academia, 2004.

Развитие профессионально значимых компетенций бакалавров ставит перед педагогами задачи выхода за пределы знаниевой парадигмы. Цель данной работы выявить роль социального партнерства в решении данной задачи.

Компетентностный подход, положенный в основу государственных стандартов третьего поколения (ФГОС) предполагает целенаправленную профессионализацию в подготовке бакалавров различных направлений и профилей. По мнению Б.В. Авво, профессионализм сориентирован не на «систему знаний», а на систему действий; его отношение к знанию выражается применением знаний при совершении «активных действий» В то время как система знаний опирается на связь внутри системы, и в качестве основного использует критерий «истинно – верно», профессиональный мир обращается к связям и различиям между системой и окружающей средой, руководствуясь критерием «эффективность» [1]. Переход от теоретической подготовки к практически ориентированному обучению основан на выработке профессионально значимых компетенций. Для социального педагога ориентиры профессиональной деятельности представлены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.02 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Профессиональная социально-педагогическая деятельность бакалавра предполагает следующие компоненты:

• осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;

• организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;

• организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;

• выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;

• формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;

• организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.

Овладеть этими компонентами профессиональной деятельности только с помощью теории или кратковременной практики не представляется возможным. Поэтому целесообразное социальное партнерство позволяет создать долговременную среду развития необходимых профессионально-личностных компетентностей для осуществления всесторонней профессиональной деятельности.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума – экономикой, социальной структурой, культурой и политикой [5].

Социальное партнерство различается по уровням. Начальный уровень партнерства представляет собой простейшие контакты с целью обмена информацией. При этом контакты представляют собой специфически новые отношения, в которых большую роль имеет эффект конгруэнции (подтверждение взаимных ожиданий) и минимум рассогласований по основным вопросам обмениваемой информации. Средний уровень партнерства предполагает активное сотрудничество при решении определенных проблем образования совместными усилиями. Высший уровень партнерства выступает как исключительно эффективная совместная деятельность, сопровождающаяся взаимопониманием и взаимосодействием всех сторон в достижении общей цели [3]. Рассмотрим как можно в социальном партнерстве с детским домом способствовать развитию у студентов организации социально полезных видов деятельности обучающихся, развитию социальных инициатив, и социальных проектов.

Взаимодействие представителей факультета с коллективом этого детского дома имеет достаточно серьезный период времени, исчисляемый с 1983 года. В настоящее время 40 % педагогов, работающих в детском доме, являются выпускниками факультета психологии и социальной педагогики разных лет. Для успешной социализации, интеграции воспитанников и выпускников детского дома в открытом социуме необходимо организовать их жизнь с учётом возрастных, индивидуальных психофизических и соматических особенностей, сформировать позитивное отношение к себе, адекватное отношение к своему прошлому, оценке настоящего, веры в перспективу будущего и бережного отношения к ближайшему окружению и обществу в целом.

Детский дом относится к учреждениям закрытого типа, но социализация и интеграция в открытый социум не может быть вне этого социума. Именно поэтому используется ресурс среды внесение внешнего воспитательного потенциала, как в детский дом, так и за его пределы.

Студентам факультета предоставляется возможность быть полезными и значимыми в жизни детей-сирот. Организовать прогулку по осеннему парку, провести конкурс рисунков на асфальте, фотокросс, оформить тематический стенд, организовать и провести игровое занятие и многое другое, а именно всё то, что дети воспринимают с интересом, в силах студентов от первого до выпускных курсов.

С 2007 года и по настоящий период коллектив педагогов и воспитанников детского дома сотрудничает со студентами и преподавателями факультета психологии и социальной педагогики по проекту «Содружество», который перешёл из категории экспериментального в долгосрочный проект. Результаты проектной работы представлены в рамках обмена опытом на русско-немецкой конференции 2011 года. В проектное поле были введены основные направления воспитательной работы с детьми [2].

Педагоги-наставники разрабатывали со студентами занятия и мероприятия, имеющие фактор сохранения психо-эмоционального здоровья воспитанников и познавательно-развивающую, социализирующую направленность. На студентов как представителей особой социальной группы распространяется доверие наставников, но и достаточно серьёзная ответственность за характер общения с детьми. Учитывается ряд компонентов, являющийся структурой образа жизни личности студента, предложенный А.Н. Суховым, и может быть основой в случае осуществления «допуска» студента к работе с детьми и подростками.

Структура образа жизни, по А.Н. Сухову, включает в себя следующие компоненты:

1. аксиологический, т.е. ценностный, нормативный, означающий ориентацию на соблюдение неких правил поведения;

2. конативный,выражающийся в привычках, устойчивых способах реагирования на различные социальные ситуации;

3. когнитивный, связанный с содержанием картин мира, познавательных стереотипов;

4. коммуникативный, связанный с включенностью человека в систему социальных связей [6].

Деятельность студентов требует осознанного и ответственного отношения. Это является серьёзным по значимости шагом в формировании у студентов исполнительности и трудовой дисциплины, так как предполагает самоконтроль студентов в подготовке и проведении запланированных дел во временных рамках обозначенного плана.

Разработка сценариев требует от студентов проявления их поисковой активности, творческого подхода в сочетании различных видов деятельности для детей и подростков, предусматривающих смену темпа работы, переключение внимания, индивидуальную работу, работу в парах и групповое взаимодействие. Проведение мастер-классов, трудовых акций, тематических викторин, игр на воздухе, соревнований по различным видам спорта осуществляется на основе наиболее сильных сторон самих студентов, которые проявляются через самовыражение в конкретных направлениях и видах деятельности. Это становится достаточно действенным психологическим воздействием на детей и подростков, которые под силой эмоционального заражения, личного примера старших друзей (студентов), убеждения, позитивного стимулирования и сотрудничества раскрывают свои потенциальные возможности, развивающиеся в их дальнейшем взаимодействии. На примере социальной активности студентов у детей и подростков формируются социально полезные навыки, расширяется круг их осведомленности, углубляются знания в различных предметных областях.

Проведение тематической викторины с приглашением сотрудника пожарной службы города придала серьёзность и весомость правилам безопасности жизни и деятельности. Опираясь на программный материал, изучаемый в образовательных учреждениях разных ступеней и литературу для внеклассного чтения, студенты активизировали знания детей по литературным произведениям, в которых встречается огонь. В практической части воспитанники решили логические задачки и головоломки, просмотрели иллюстрации поделок из спичек и выполнили из этого доступного материала простейшую плавающую модель (плот, катамаран), испытав её на плавучесть. Подростки выполняли индивидуальные модели, а младшие работали со студентами в мини-группах. Работа со спичками развивает моторику, внимание ,усидчивость, формирует настойчивость и умение доводить начатое дело до конца, что является важным аспектом коррекции трудностей воспитанников. Занятие дополнил позитивный анимационный фильм, созданный чешским художником Зденеком Милером «Крот и спички» («Krtek a zápalky» 1974 г.). Активность студентов, выступающих в роли сценаристов, организаторов и/или исполнителей занятия, их творческий подход, учёт возрастных особенностей целевой аудитории, уровень развития детей и их социальный опыт делает материал интересным для восприятия, информационно полезным и запоминающимся [2].

В игровой, развивающей форме на примере личной познавательной и творческой активности студенты содействуют развитию детей, формированию у них познавательной мотивации, расширению кругозора, профессиональной ориентации, жизненных установок и перспектив.

Достаточно важной задачей для преподавателей вуза является осуществление связи теории и практики, которая представляет студентам практический материал для анализа ситуации, диагностики детских трудностей и применение серии коррекционно-развивающих упражнений в работе с воспитанниками детского дома, направление и содержание которых определяется характером выявленных у ребёнка проблем. Такой набор практических заданий разработан, например, в рамках курса «Коррекционная педагогика с элементами специальной психологии». Выполнение этих заданий является взаимовыгодным для студентов и педагогов детского дома, и что важнее – полезным в развитии детей, имеющих задержку психического развития, чаще всего на фоне социально-педагогической запущенности, соматической ослабленности. Дети, имеющие подобные проблемы, нуждаются в систематических индивидуальных и групповых занятиях, направленных на развитие высших психических функций, снижение гиперактивности, развитие познавательного интереса и учебной мотивации, формирование конструктивных коммуникативных навыков.

Именно такие занятия в игровой форме и проводят студенты, выполняя практические задания по курсу [4]. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что на этом этапе взаимодействия коллектива факультета и коллектива детского дома №5 социальное партнерство осуществляется на среднем уровне, который характеризуется, как указывалось выше, активным сотрудничеством при решении определенных проблем образования совместными усилиями. В результате этого сотрудничества студенты погружаются в реальную социальную и педагогическую среду, осуществляют реальную социально-педагогическую поддержку воспитанников детского дома. Следует заметить, что такую комплексную поддержку очень сложно осуществить в приемной и замещающей семьях. Такое партнерство очень эффективно дополняет систему педагогических практик и позволяет студентам выработать основы профессионально значимых компетентностей.

Статья написана при поддержке гранта РГНФ 15-06-00039.


Библиографическая ссылка

Гура В.В. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-2. – С. 173-175;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8367 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674