Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ. ПЕРВЫЕ ШАГИ

Иванцов И.Г. 1
1 ГОУ ВПО «Краснодарский Государственный университет культуры и искусств» Министерства культуры РФ
Образование – один из ключевых факторов, влияющих на формирование руководящих кадров во все сферах жизни общества, в том числе духовной, сфере культуры. В 1960-е годы внимание к этой области жизни общества со стороны властей было повышенным, поскольку идеалы построения коммунистического общества не являлись пустым звуком. И это требовало построения общества, где культурная составляющая общества должна была выступать на первых ролях. Необходимость заполнения руководящих кадров культурного и просветительного направления людьми с высшим и средним специальным образованием, специалистами культурно-просветительской области была очевидной: во-первых, повышалась компетентность руководства в данной области, во-вторых, создавался образ власти как наиболее культурной и образованной части общества, а потому действительно умеющей управлять.
Институт
культура
просветительская работа
студенты
трудности
юбилей
1. ГАКК (Государственный архив Краснодарского края). Ф.Р-1784. Оп.1. Д.3. Л.5-8.
2. ГАКК. Ф.Р-1784. Оп.1. Д.3. Л.1.
3. ГАКК. Ф.Р-1784. Оп.1. Д.3. Л.2а.
4. ГАКК. Ф.Р-1784. Оп.1. Д.3. Л.2, 3.
5. ГАКК. Ф.Р-1784. Оп.1. Д.14. Л.1.
6. Страницы истории Краснодарского государственного университета культуры и искусств (1967-2011 гг.). – Краснодар, 2011. – 108 с. С.3-4.
7. Там же… С.10.

В ноябре 2016 г. Краснодарский государственный университет культуры и искусств будет отмечать крупный юбилей, свое 50-летие. Отправной точкой образования университета считается 5 ноября 1966 г. Именно тогда постановлением Совета Министров СССР № 863 было принято предложение Совета Министров РСФСР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства культуры СССР об организации в г. Краснодаре государственного института культуры. Перед институтом была поставлена задача подготовки кадров библиотекарей и культурно – просветительных работников для Краснодарского края, краев, областей и автономных республик Северного Кавказа и Южного Поволжья. Пока не было собственного помещения, оборудования, студентов и преподавателей. Все только начиналось.

В архивах университета сохранились первые документы, свидетельствующие об этом времени. В частности, приказ №1 по Краснодарскому государственному институту культуры от 31 декабря 1966 г. В нем говорится: «1 января 1967 г. приступил к исполнению обязанностей ректора Краснодарского государственного института культуры. Основание: приказ Министра культуры РСФСР № 238-УК от 15 декабря 1966 г.» и подпись: ректор П. Наянов.

Так был организован Краснодарский государственный институт культуры – первый институт культуры на Юге России и Северном Кавказе. На основании распоряжения Крайисполкома № 172-р от 11.03.67 и решения Крайисполкома 3 254/26 от 29.03.67 институту был отведен земельный участок для строительства, передано построенное типовое здание школы по ул. Шоссейной, 33 (Ныне ул.40-летия Победы) [6].

Уже 13 октября 1967 г. в Управление учебных заведений министерства культуры РСФСР была отправлена информация об итогах приема студентов на очное и заочное отделение вновь образованного Краснодарского государственного института культуры. Первоначально институт имел два факультета.

Министерство культуры РСФСР утвердило план приема во вновь открываемый институт: на очное отделение факультета культурно-просветительной работы – 150 человек, в том числе на отделение хорового дирижирования – 60 человек, на отделение народных инструментов – 60 человек, на отделение хореографии – 30 человек. На библиотечный факультет (очно) планировалось принять 90 человек, в том числе на отделение массовых и научных библиотек – 60 человек, детских и школьных библиотек – 30 человек.

Ректорат провел определенную работу по организации приема студентов. Задолго до этого были опубликованы сведения об условиях приема в институт, в областных и краевых газетах Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей, Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Игушской АССР. Давалась информация в общесоюзной «Комсомольской правде» и других газетах.

Радио и телевидение ряда городов периодически передавало объявления об условиях приема в институт.

Ректорат направлял письма о правилах приема в институт культуры и просьбы о содействии по привлечению абитуриентов, особенно на факультет культурно-просветительной работы в райкомы и горкомы КПСС и ВЛКСМ, городские и районные отделы культуры, в обкомы и крайкомы партии областей и краев Северного Кавказа, а также в культпросветучилища региона.

В национальные республики, в Ростовскую область и Ставропольский край командировались преподаватели для проведения разъяснительной работы по вопросам приема в институт.

Была своевременно заготовлена приемная документация и организована приемная комиссия во главе с ректором. Кроме того были созданы экзаменационные комиссии, в большинстве из квалифицированных преподавателей института и школ г. Краснодара.

Несмотря на то, что к началу экзамена, к 1 августа 1967 г. здание института еще было не готово, экзамены проходили по расписанию, без срывов. Конкурс составил (исключая внеконкурсные места) на факультете культурно-просветительной работы (КПР) – 3 человека на место, на библиотечном факультете – 13 человек на одно место.

Со всеми сдавшими экзамен проводились собеседования для выявления наклонностей, желания учиться, семейное положение.

Всего на очную форму обучения было принято 240 студентов, в том числе 19 человек по внеконкурсному приему. Из принятых на первый курс очной формы обучения 70 студентов имели стаж практической работы более 2 лет. 79 человек – до 2 лет, 89 человек работали в органах и учреждениях культуры.

На факультет КПР больше половины принятых студентов имели среднеспециальное (музыкальное) образование, из принятых на библиотечный факультет большинство окончили среднюю школу.

С 20 августа по 10 сентября 1967 г. проводились вступительные экзамены на заочное отделение. Конкурс на факультет КПР и библиотечный составил по 4 человека на место. Всего было зачислено 310 человек, из них 85 человек на факультет КПР и 225 человек на библиотечный факультет. Из принятых на первый курс заочной формы обучения 210 студентов имели стаж практической работы более 2 лет, 100 человек – до 2 лет, большинство студентов-заочников работали в системе культурно – просветительных учреждений. Принятые на факультет КПР имели среднее (музыкальное) образование.

Первый прием оказался замеченным молодежью, о чем свидетельствовал большой конкурс. Однако он выявил и проблемы. Так Северо-Осетинская и Дагестанская АССР, Карачаево-Черкесская и Адыгейская АО рекомендовали на внеконкурсные места малоподготовленных абитуриентов, в результате чего только 19 человек смогли сдать экзамен.

Культурно-просветительские училища зоны Северного Кавказа, за исключением Краснодарского КПУ, направили в институт выпускников 1967 г. всего 21 человека. Многие выпускники средних специальных учебных заведений (музыкальных и культурно – просветительных училищ, училищ искусства) недостаточно были подготовлены по литературе, русскому языку и истории СССР. Низкие знания по специальности на экзаменах показали абитуриенты, окончившие отделения хореографии Астраханского, Грозненского и Волгоградского культпросветучилищ [1].

Однако не только низкий уровень подготовки некоторой части абитуриентов был проблемой. Были и иного рода проблемы, серьезные и отравлявшие жизнь молодого вуза, а именно денежные затруднения. Здесь требовалась помощь министерства культуры.

Из письма министру культуры РСФСР, Кузнецову Н.А.

(от 31. 10. 1967 г.).

Ректорат Краснодарского государственного института культуры убедительно просит Вас рассмотреть то тяжелое положение, в котором находится институт, и решить ряд неотложных вопросов:

1. В соответствии с учебным планом на I курсе институту предстоит выполнить учебную работу объемом в 52835 часов учебной нагрузки. Исходя из сложившихся в практике средних норм учебной нагрузки преподавателей, институт должен иметь 68,5 штатных преподавателей, чтобы полностью выполнить этот объем работ. Министерством же культуры РСФСР нам установлено 36 штатных единиц.

Ректорат убедительно просит Вас выделить для института дополнительно несколько ставок штатных преподавателей. В частности, как минимум, просим выделить нам дополнительно 3 единицы, которые мы должны иметь в связи с увеличением плана приема студентов.

Имеющиеся у нас на сегодня 36 преподавателей выполнят за 1967-1968 учебный год 29410 часов учебной нагрузки, 23425 часов (если институту не будут выделены дополнительно ставки преподавателей) падают на преподавателей почасовиков. Для этого требуется почасовой фонд оплаты на текущий учебный год около 24 тысяч рублей, в том числе на 1967 календарный год 9,6 тысячи. Кроме того, мы истратили 3,8 тысячи рублей преподавателям-почасовикам за проведение вступительных экзаменов.

Таким образом, институту требуется почасовой фонд для оплаты работы преподавателей в 1967 году 13,4 тысяч рублей, из которых 3,8 тысячи нами уже выплачено. Министерство же выделило институту на 1967 год почасовой фонд всего лишь 1,3 тысячи рублей [2].

В силу создавшегося положения институт уже с 1 октября не платит зарплату преподавателям-почасовикам.

Ректорат просит Вас найти возможность выделить институту на 1967 год дополнительно для платы преподавателям-почасовикам 9,6 тысячи рублей.

3. Острый недостаток с обеспеченностью преподавателями был бы в значительной мере устранен, если бы нашему институту был передан Ростовский учебно-консультативный пункт. На этом пункте имеется свыше 500 студентов библиотечного факультета, на обучение которых положено 9-10 штатных единиц и плюс 10 % почасового фонда к общему фонду зарплаты указанного числа штатных преподавателей.

Передача этого пункта нашему институту вполне закономерна, так как приказом Министерства Культуры РСФСР, районы Северного Кавказа для заочного обучения закреплены за Краснодарским институтом культуры.

4. Министерство культуры РСФСР установило институту лишь 7 ставок штатных концертмейстеров. При норме годовой нагрузки 1056 часов. Их общая нагрузка на учебный год составит 7392 часа. В соответствии же с учебным планом и имеющимся контингентом студентов, в институте, в текущем учебном году должно быть выработано 13072 концертмейстерских часа.

Чтобы не срывать выполнение учебного плана, мы пригласили концертмейстеров почасовиков. Однако средств для оплаты их труда мы не имеем. Уже с 1 октября они не получают зарплаты.

Ректорат просит Вас выделить институту дополнительно 5 ставок штатных концертмейстеров или 5,6 тысячи рублей дополнительного почасового фонда для оплаты концертмейстеров-почасовиков, в том числе 2,2 тысячи в 1967 году [3].

5. В соответствии с Вашим приказом, библиотека нашего института должна быть создана к началу текущего (1967-1968) учебного года в основном за счет выделения книг библиотеками ленинградского и московского институтов культуры, Ленинградской публичной библиотекой имени Салтыкова-Щедрина и Московской исторической публичной библиотекой. К сожалению? эти библиотеки не имеют возможности выделить нам значительное число литературы и до сих пор книг от них мы не получили. Дотации же институту на комплектование библиотеки выделено не было.

В силу этого сложилась невероятная обстановка – институт открылся и работает вот уже 2 месяца без библиотеки. Более того, мы не выписали для вуза на 1968 год ни одной газеты и журнала, так как нет денег.

Если институту не будет выделена дотация на комплектование библиотеки, мы не будем иметь ее и в 1968 году. Дело в том, что на эти цели институту на 1968 год предусмотрено лишь 2,9 тысячи рублей. В связи с этим мы смогли сделать заказы на литературу по тематическим планам на 1968 год всего лишь 1,5 тысячи рублей (а 1,4 тысячи оставили для выписки газет и журналов на 1969 год).

Ректорат убедительно просит Вас выделить 7-8 тысяч рублей на 1967 год для приобретения литературы и подписку на периодическую печать 1968 года.

6. При институте открылось заочное отделение, на котором обучается 310 студентов. Но весь штат заочного отделения состоит из одной машинистки.

Ректорат убедительно просит Вас выделить для заочного отделения ставку или полставки декана и одну ставку методиста.

7. При институте имеется 7 кафедр, а учебно-вспомогательный персонал насчитывает всего лишь 8 человек. В силу недостачи этого персонала на ряде кафедр срываются занятия. Так на кафедре народных инструментов имеется один лаборант, а занятия должны вестись с 9 до 22 часов. Но так как второго лаборанта нет, а значит, некому выдавать ноты и инструменты, то занятия во вторую и первую половину рабочего дня отменяются.

Ректорат просит Вас выделить дополнительно институту уже в 1967 году хотя бы 3 ставки учебно-вспомогательного персонала.

8. Мы понимаем всю важность применения технических средств в обучении студентов и приобрели две киноустановки и другое оборудование для этой цели. Однако у нас нет работников, которые занимались бы этим делом.

Ректорат просит Вас выделить в штат института киномеханика и одного лаборанта, с тем, чтобы мы могли создать кабинет технического обслуживания учебного процесса.

9. Ректорат просит Вас также выделить институту ставку ротаторщицы, так как без ротатора (множительный аппарат) мы не в состоянии обеспечить студентов учебно-методическими материалами [4].

Из приведенного письма министру сразу становится понятно, что трудности перед молодым вузом стояли немалые, но они постепенно были преодолены как, в первую очередь работниками, так и студентами, упорно трудившимися, учившимися, и не очень, то обращавшими внимание на трудности, преодолевавшими их.

Пока приспосабливалось и готовилось к эксплуатации новое здание института, все поступившие на очное отделение студенты поехали на сельскохозяйственные работы и за несколько недель собрали 210 тонн винограда [5]. Однако к октябрю 1967 г. все студенты приступили к обучению в новом здании своего института.

Большой проблемой института было то, что в первый год обучения отсутствовало жилье для студентов. Заботами ректора П.В. Наянова, остро нуждающиеся в жилье студенты, были размещены в квартирах со всеми удобствами: некоторых поселили вместе с преподавателями в доме на ул. Гагарина,79. Для них специально выделили 23 комнаты, другие снимали комнаты в частном секторе рядом с институтом. Введение в строй общежития становилось первостепенной задачей. В целях оказания помощи строителям СМУ-10, которое вело строительство общежития, из числа студентов была сформирована строительная бригада. Студенты на летних каникулах совместно со строителями завершили строительство общежития к 1 сентября 1968 года. Долгожданный объект был сдан в эксплуатацию. Институт стал располагать пятиэтажным общежитием на 502 места, площадь которого равнялась 3414 квадратных метров. Студенты, нуждающиеся в жилье, были обеспечены полностью [7].

Таковы были самые первые шаги становления Краснодарского государственного института культуры, его материальной базы.

Образование – один из ключевых факторов, влияющих на формирование руководящих кадров во все сферах жизни общества, в том числе духовной, сфере культуры. В 1960-е годы внимание к этой области жизни общества было повышенным, поскольку идеалы построения коммунистического общества не являлись пустым звуком. И это требовало построения общества, где культурная составляющая общества, исходя из всех программных заявлений правящей партии, должна была выступать на первых ролях. А это в свою очередь усложняло задачи по управлению им.

Необходимость заполнения руководящих кадров культурного и просветительного направления людьми с высшим и средним специальным образованием, специалистами культурно-просветительской области была очевидной: во-первых, повышалась компетентность руководства в данной области, во-вторых, создавался образ власти как наиболее культурной и образованной части общества, а потому действительно умеющей управлять. Но не только это являлось основным. Ведь в несравненно больших масштабах требовалось появление компетентного работника и на рядовых постах библиотекаря и руководителя сельского музыкального коллектива, хореографа и пропагандиста, руководителя детского творческого коллектива. И Краснодарский государственный университет культуры и искусств успешно с этим справляется уже скоро 50 лет.


Библиографическая ссылка

Иванцов И.Г. КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ. ПЕРВЫЕ ШАГИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-2. – С. 253-256;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8387 (дата обращения: 23.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074