Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА САИДАТ ДАМАДАНОВОЙ

Раджабов И.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается необходимость детального рассмотрения и дальнейшего подробного изучения научной и художественно-творческой деятельности ярких представителей Дагестана – ученых, педагогов, мастеров искусства. Представлен обзор профессионального становления, искусствоведческой, научно-педагогической и художественно-творческой деятельности Саидат Дамадановой – профессора художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета.
художественная культура
мастера искусства
научно-педагогическая деятельность
художественно-творческая деятельность
1. Алиев М.Г. Изобразительное искусство Дагестана последнего десятилетия. Время, события, личности. – Махачкала, 2003.
2. Дамаданова С.Р. Научно-исследовательская и художественно-творческая деятельность профессора Магомеда Омарова // Современное образование: Содержание, технологии, качество: материалы XVII Международной научно-методической конференции (20 апреля). – СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2011. – С. 67.
3. Дамаданова С.Р. Творчество дагестанского художника-педагога Магомедова Магомеда Пираевича // Международный журнал экспериментального образования. – Вып. № 7. – М.: РАЕ, 2012. – С. 41.
4. Раджабов И.М. Гуманизация художественно-педагогического образования: региональный подход // Материалы всероссийской научно-практической конференции. К 15-летию научной школы И.М. Раджабова – Махачкала, 2010. – С. 25.

В настоящее время проблемы художественно-педагогического образования приобретают особое значение. Важным средством эстетического воспитания личности, приобщения современной молодежи к национальной художественной культуре, бесспорно, является искусство во всевозможных его проявлениях и формах. Особую актуальность приобретают вопросы формирования национального самосознания, способности воспринимать культурно-историческое и художественно-творческое наследие человечества с использованием устоявшихся эстетических традиций наследия прошлого, при постоянном изучении культуры и искусства настоящего.

Самобытная художественная культура Дагестана на протяжении многих веков восхищает ценителей прекрасного уникальной системой образности, свойственной многовековому декоративному искусству. В основе новых произведений современных художников, мастеров прикладного творчества, лежит богатейшее наследие традиционной культуры [1].

В ряду современных мастеров искусства Дагестана, наследующих и перерабатывающих в своём творчестве народные художественные традиции, имя Саидат Дамадановой – профессора художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета.

Дамаданова Саидат Рамазановна, выпускница художественно-графического факультета ДГПИ (1986 г.), добилась значительных успехов как в педагогической, так и художественно-творческой деятельности.

Основные этапы: 1988–1994 гг. – учитель изобразительного искусства начальных классов махачкалинской школы № 26; 1994–1998 гг. – учитель изобразительного искусства и труда 1–9 классов махачкалинской гимназии № 38; 1998–2006 гг. – старший преподаватель кафедры методики изобразительного, декоративно-прикладного искусства и черчения художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета; в 2004 году успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства» (научный руководитель – д.п.н., профессор И.М. Раджабов – автор статьи); 2006–2012 гг. – доцент кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета; с 2007 г. – по сегодняшний день – заместитель декана по научной работе художественно-графического факультета; с 2012 г. – по сегодняшний день – профессор кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета.

Следует отметить, что в качестве преподавателя на художественно-графический факультет Саидат Дамаданова была приглашена, имея за плечами солидный опыт успешной педагогической деятельности: удостоена почетного звания «Отличник народного образования Республики Дагестан»; призёр-финалист Городского и Республиканского конкурсов «Учитель года – 94»; победитель Махачкалинского конкурса «Учитель года – 96»; лауреат Премии Президента России по итогам всероссийского конкурса «Учитель года России – 96».

Уже в качестве сотрудника художественно-графического факультета Саидат Рамазановна Дамаданова удостоена звания «Заслуженный работник науки и образования (Росийская академия естествознания), приняла участие и стала победителем вузовского конкурса «Преподаватель года-2007», лауреатом «Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов России» (Сочи, 2008), лауреатом «Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов России» (Сочи, 2009), лауреатом всероссийской выставки-презентации учебно-методических пособий (Дагомыс (Сочи), 2009), призером рейтингов научных достижений Дагестанского государственного педагогического университета – 2009, 2010 гг., победителем рейтинга индивидуальных достижений научно-исследовательской деятельности за 2011 г. (среди кандидатов наук ДГПУ).

И в студенческие годы, и являясь преподавателем художественно-графического факультета Саидат Дамаданова проявила значительный интерес к творческой деятельности, принимала активное участие в художественных выставках республиканского, всероссийского, международного уровней. Экспозиционные произведения С.Р. Дамадановой (народный костюм, художественная вышивка, батик и др.) неоднократно удостоены наград: лауреат (Диплом II степени) международной художественной выставки «Российская Неделя искусств» (Москва, 2009); лауреат (Диплом I степени) международной художественной выставки «Славянский мир: Взгляд изнутри» (Вильнюс, 2010); лауреат (Диплом II степени) международной художественной выставки (Минск, 2010); лауреат (Золотая медаль) Всероссийского выставочного центра (Москва, 2010); лауреат (Диплом II степени) ВВЦ (Москва, 2011) и др.

Только за последние 5 лет опубликовано более 50 статей, в т.ч. – статьи в журналах из перечня ВАК (для кандидатских и докторских диссертаций), тезисы международных конференций и всероссийских конгрессов, коллективные монографии, учебно-методические комплексы, электронные и печатные учебные пособия, рабочие программы теоретических и практических дисциплин художественно-графического факультета (специалитет, бакалавриат, магистратура, аспирантура).

Немало внимания в своих искусствоведческих публикациях С.Р. Дамаданова уделяет сотрудникам и коллегам, посвящая статьи исследованию творчества известных дагестанских художников. Так, например, рассматривая творчество ученого-педагога-художника М.М. Омарова, Саидат Рамазановна отмечает многогранность натуры профессора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, награждённого именной Золотой медалью Имама Шамиля «За вклад в развитие национальной культуры Дагестана». Автор статьи (С.Р. Дамаданова), отмечает значительный вклад Магомеда Манилмагомедовича Омарова в организацию учебного процесса вузов Карачаево-Черкессии и Чеченской Республики, разработавшего адаптированные программы, методические пособия, курсы лекций по предметам художественно-педагогического направления, а так же спроектировавшего и установившего для коллег КЧГУ и ЧГПИ запатентованные «Печь для обжига керамики», «Станок для приготовления шамота» и др. [2].

Искусствоведческому обзору творчества известного дагестанского художника – преподавателя ХГФ, посвящена статья Саидат Дамадановой «Творчество дагестанского художника-педагога Магомедова Магомеда Пираевича», опубликованная в одном из номеров Международного журнала экспериментального образования. Автор статьи (С.Р. Дамаданова) отмечает, что сюжетные композиции художника наполнены глубоким психологизмом, духовной близостью этнографичных персонажей, изображённых за повседневными бытовыми заботами [3].

Профессиональный опыт и художественное дарование Саидат Рамазановны Дамадановой находит выражение как в научно-публикационной, художественно-творческой, так и педагогической деятельности. В работе с молодежью С.Р. Дамаданова не ограничивается творческим анализом художественных произведений на лекционных и практических занятиях по искусству. Важная роль отводится посещению творческих мастерских известных дагестанских художников, обсуждению экспозиций музеев и выставочных залов – непосредственное восприятие подлинных произведений изобразительного искусства является эффективным средством активизации творческого потенциала, приобщения молодого поколения к отечественным художественно-культурным ценностям. Студенты художественно-графического факультета под руководством С.Р. Дамадановой активно участвуют в художественных выставках, пополняя ряды профессионалов искусства Дагестана, неоднократно удостоены дипломов победителей и лауреатов художественных выставок международного и всероссийского уровней, проявляют значительный интерес к научно-исследовательской деятельности, публикуя статьи в молодёжных научных сборниках, участвуя во всероссийских конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу (премированы), всероссийских и международных конференциях, молодежных форумах «Ломоносов» в Москве – 2008–2015, награждены грамотами «За лучший доклад» по секции искусствоведения (МГУ – 2010, 2011, 2014, 2015) и др.

Недостаточно исследованная тема научной и художественно-творческой деятельности ярких представителей Дагестана – ученых, педагогов, мастеров искусства, требует более детального рассмотрения, дальнейшего подробного изучения [4].


Библиографическая ссылка

Раджабов И.М. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА САИДАТ ДАМАДАНОВОЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 392-394;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8432 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674