Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ермекова Ж.К. 1 Стукаленко Н.М. 2 Тарасенко Ю.Н. 3
1 Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
2 Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова
3 Академия «Кокше»
1. Ермекова Ж.К., Лигай М.А., Стукаленко Н.М. // Вестник ЕНУ, серия гуманитарных наук. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2008. – № 3 (64). – С. 17–23.
2. Концепция экологического образования Казахстана // Экологический курьер от 15 февраля 2001.
3. Программа экологического образования. – Алматы: Республиканский издательский кабинет Казахской Академии образования им. Ы.Алтынсарина, 2002.
4. Стукаленко Н.М. Современные тенденции развития эколого-педагогического образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 8.

Настоящая статья посвящена исследованию экологического образования и воспитания. В настоящее время формирование экологического сознания молодого поколения явно отстаёт от темпов нарастания экологических опасностей. Существующее ныне экологическое образование и воспитание, основанное часто только на аналитических знаниях о природе и человеке, не способно переломить природоразрушительных тенденций мировоззрения значительной части общества. Проблема взаимосвязи человека с природой всегда имела место, но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы приняла огромные масштабы. Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создаёт легкомысленное отношение к окружающей среде. Любые проекты экологической деятельности и образа жизни обречены на саботирование людьми, чьё мироощущение не экологично. В статье предлагается проведения целенаправленного систематического процесса формирования нового мировоззрения, коренным образом меняющего представление человека о самом себе, о своём месте и назначении в мире.

Особую значимость для развития экологического образования сыграло введение в официальный оборот понятия «устойчивое развитие», которое приобрело статус парадигмы XXI века после конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Концепция экологического образования была тесно увязана с понятием «устойчивое развитие», новое понятие «экологическое образование в целях устойчивого развития» означало не только охрану природы, окружающей среды, но и разумное использование традиционных и новых прогрессивных технологий в целях сбалансированного устойчивого развития, что несомненно подчеркивает актуальность и многоаспектность проблем в системе экологического образования.

Необходимость и актуальность экологического образования и воспитания не требует доказательств, она очевидна и ее следует рассматривать с точки зрения двух важнейших концептуальных положений: во-первых, это диктуется необходимостью сохранения среды обитания человечества в условиях современных экологических кризисов, т.е. необходимостью поддержания естественной основы жизнедеятельности человечества, без чего невозможна его существование; и во-вторых, экологическое воспитание необходимо в целях формирования всесторонне развитой личности, что включает в себя гуманистическое мироощущение, прежде всего связанное с миром живой природы [1].

В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает формирование экологического сознания подрастающего поколения, представляющего собой будущее планеты. Глобальные экологические проблемы – это природно-социальная реальность, с которой столкнулось человечество на рубеже нового века. Проблема взаимосвязи человека с природой всегда имела место, но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы приняла огромные масштабы. Человечество слишком медленно подходит к пониманию масштабов опасности, которую создаёт легкомысленное отношение к окружающей среде. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнений и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического сознания, формирование которого должно начинаться с детства и развиваться всю жизнь [2].

Экологическое сознание – это одна из специфических форм общественного сознания, которая представляет собой совокупность взглядов, теорий, чувств, отражающих оптимальное воздействие на конкретные общественные и природные условия. Природа весьма уязвима, а экстенсивный путь экономического развития привел окружающую среду к кризисному состоянию. Экологическая обстановка характеризуется существенными нарушениями природной среды, обусловленными негативными явлениями и антропогенными воздействиями. Следует отметить, что уровень экологического сознания прямо пропорционален экологической обстановке в мире, от него зависит вопрос выживания человечества. Оно мало готово к последовательной и безусловной реализации природоохранных мер, причём не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие невысокого уровня экологической культуры, несформированности экологического сознания. В связи с этим, формировать экологическое сознание подрастающего поколения необходимо совместно с процессом становления его как социально значимой личности. Экологическое сознание – это сформированная в виде понятийного аппарата система отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человечества, а также распространение концепций и представлений, имеющих социальную природу на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком. Экологическое сознание должно формироваться на протяжении всей жизни человека — от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни [3].

В этой связи процесс формирования экологического сознания следует понимать как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности личности, накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и высокой мотивации в осуществлении природоохранной работы. В современных учебных заведениях экологическое образование развивается недостаточными темпами, имеет слабую материально-техническую базу, плохо стимулируется государственными структурами, страдает декларативностью, не объединено в систему, что связано с недооценкой роли формирования экологического сознания в нравственно-психологической, образовательной, природоохранной и экономической сферах развития общества на современном этапе.

В самом определении сущности экологического сознания отражается неразрывность человеческого сознания с социальной и природной средой. Сознание является, с одной стороны, отражением мира, с другой – ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве методологии познания. Система обобщенных представлений о мире определяет выдвижение целей, формирует идеалы личности, ее жизненные планы, придавая им действенную силу. Уверенность человека в своих идеях приобретает характер убеждений. Оно определяет отношения между человеческими сообществами и окружающей средой, влияние деятельности человека на состав и свойства окружающей среды, а также воздействие измененных экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека. Тем самым экологическое сознание исходит из системного понимания окружающей среды с учетом социальных механизмов, взаимосвязи с ней человеческого общества.

В условиях необходимости предотвращения глобального экологического кризиса возросла потребность в решении вопросов экологического сознания, проблема формирования которого, является одной из самых актуальных и необходимых на современном этапе развития общества. Для того, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений необходимой задачей является формирование экологического сознания подрастающих поколений, продолжающих свою природоохранную деятельность.

Образование – это сфера, от состояния которой зависит будущее общества и в которой формируется интеллектуальный потенциал будущего. Важнейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, где одной из основных целей гармонически развитой личности является сформированное экологическое сознание. Гуманистически ориентированный образовательный процесс, важной целью которого является формирование экологического сознания, основан на постепенном погружении и «вживлении» личности в окружающую природную среду, и это подводит к глубокому эстетическому восприятию природы, желанию жить в гармонии с внешним миром. Этот процесс направлен на формирование способностей полноценного восприятия окружающей действительности, на развитие творческих задатков личности, высокой духовности, т.к. раскрывает красоту и неповторимость природы, учит восхищаться ее величием, способствует воспитанию ценностного отношения к природе, сохранению ее для будущих поколений [4].

Среди главных проблем формирования экологического сознания в современную эпоху можно выделить следующие: недостаточная масштабность и низкая интенсивность; отсутствие чёткой направленности на решение конкретных местных и региональных проблем; слабая ориентированность на психологические особенности различных групп населения; преобладание традиционных методов; недостаточное использование современных интерактивных средств; отсутствие системы мониторинга эффективности воспитательной работы; низкий уровень дифференциации экологического сознания в региональном, социально-групповом планах; а также несформированность экологической культуры и отсутствие единой экологической базы.

Только в рамках непрерывного экологического образования и воспитания с учётом психологических возрастных особенностей, возможно формирование экологического сознания. Современному подрастающему поколению необходимо привить мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Таким образом, экологическое сознание должно стать основой социоэкологических отношений, которые складываются в объективном мире и представляют собой необходимое условие существования и развития общества, государства и личности.


Библиографическая ссылка

Ермекова Ж.К., Стукаленко Н.М., Тарасенко Ю.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-3. – С. 465-467;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8472 (дата обращения: 24.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074