Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цибизова Т.Ю. 1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
1. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Информационная модель выбора стратегии развития образовательного процесса // European Social Science Journal. – 2013. – № 9–3 (36). – С. 61–68.
2. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Решение задач прогнозирования и стратегического планирования деятельности высших учебных заведений // European Social Science Journal. – 2014. – № 4–2 (43). – С. 31–34.
3. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. – 2011. – № 4. – С. 25–29.
4. Цибизова Т.Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Институт теории и истории педагогики РАО. – М., 2013. – 41 с.

На современном этапе постиндустриального общества возрастает роль исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования как важнейшего фактора подготовки высококвалифицированных кадров. Статья посвящена принципам организации исследовательской деятельности в системе непрерывного образования. Определено, что основными принципами являются: принцип интеграции, принцип преемственности, принцип вариативности.

В ряду первостепенных задач развития социально-значимых подсистем общества, развитие системы непрерывного образования, в том числе и профессионального, является приоритетной задачей, направленной на разработку теоретико-методологических основ современной педагогической теории. Очевидно, что решение этой задачи должно быть основано на интеграции науки, образования и производства и согласовываться с этапами подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, что предполагает интеграцию довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. Разработка концептуальных оснований организации исследовательской деятельности в интегрированной системе «школа – вуз – наука – производство» особенно важна, поскольку именно исследовательская деятельность формирует основы творческой, исследовательской, социально-активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологии.

Исследовательская деятельность выступает неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, способствуя: развитию индивидуальных способностей личности, расширению дифференцированного обучения, обеспечению соответствия уровня образования требованиям научно-технического прогресса, как условия реализации всех внешних и внутренних мотивов, исследовательской и познавательной потребностей личности в любом возрасте [1].

Таким образом, организация исследовательской деятельности в системе непрерывного образования должна быть постоянной, планомерной, направленной на поэтапное обучение методам НИР (научно-исследовательской работы), требованиям к ее выполнению и оформлению, правильностью изложения и защиты, вырабатывающей у обучающихся умение, желание, необходимость и стремление к занятиям наукой, проектированием, исследованиями, творчеством [3].

Наиболее эффективным подходом здесь является сквозная программа «школьник – студент – специалист», позволяющая начать обучение в системе довузовской подготовки, продолжить во время обучения студента в вузе и выпускать научно-ориентированного, способного к научно-исследовательской работе специалиста, обладающего сформированными в процессе образования интегративными знаниями [3].

Задача исследовательской деятельности в системе непрерывного профессионального образования – воспитать будущих молодых ученых и специалистов так, чтобы, получив профессию и выйдя в жизнь, наша страна получила целеустремленных и энергичных специалистов, способных создавать высокие технологии, новую технику, фундаментальные научные разработки и пополнить ряды преподавательского состава и высококвалифицированных кадров для экономики, науки, образования и промышленности России. Это отвечает сущности современных требований к образованию, согласующихся с тенденцией усиления значения исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательной школе, вузе, системе научного образования [2].

Анализ теории и практики реализации исследовательской деятельности в образовательный процесс системы непрерывного образования позволяет отметить, что с учетом глубоких изменений, происходящих в социокультурной, экономической, производственной, научной и других областях жизни постиндустриального общества оптимизация исследовательской деятельности обучающихся на всех уровнях и ступенях образования выступает одной из основных приоритетных стратегий жизненной и профессиональной адаптации.

Решая задачу развития исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования, определены следующие принципы организации исследовательской деятельности [4]: принцип интеграции; принцип преемственности; принцип вариативности.

Принцип интеграции понимается как взаимосвязь всех компонентов исследовательской деятельности, интеграция науки, образования, производства, как способ формирования, получения и приобретения интегративных знаний.

Процесс интеграции в системе непрерывного образования представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов данной системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Поскольку сущность процесса интеграции согласуется с качественными преобразованиями внутри каждого элемента, входящего в систему, то с этой позиции интеграция предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения исследовательской деятельности, образования, современного производства и науки в целостной системе непрерывного образования.

Отсюда, принцип интеграции рассматривается в нескольких аспектах:

● в аспекте содержания исследовательской деятельности – это элемент обучения, интегрированный в образовательный процесс системы непрерывного образования;

● в аспекте организации исследовательской деятельности – этот принцип устанавливает взаимосвязь всех компонентов исследовательской деятельности, ее видов, форм, методов, способов;

● в аспекте реализации исследовательской деятельности – указывает на необходимость интеграции науки, образования, производства; в аспекте результатов принцип интеграции указывает на формирование приобретенных интегрированных знаний.

В процессе исследования выявлены следующие интегрированные знания, получаемые в результате исследовательской деятельности:

● междисциплинарная (межпредметная) интеграция;

● интеграция науки и производства (профессиональной деятельности);

● интеграция науки и образования (педагогической деятельности);

● интеграция образования и производства (профессиональной деятельности);

● интеграция как фактор развития личности.

Принцип преемственности понимается как связь видов исследовательской деятельности, осуществляющаяся в процессе развития образовательного уровня обучающихся, связанного с освоением и приобретением научных знаний, исследовательского и социокультурного опыта, общего и профессионального образования.

Преемственность как процесс предполагает взаимосвязь видов исследовательской деятельности с учетом их соподчиненности в данной системе, что обеспечивается «векторной» направленностью образовательных программ исследовательской деятельности. Следствием этого является мотивационно-ценностная траектория развития личности по освоению и приобретению научных знаний, исследовательского и социокультурного опыта, общего и профессионального образования. Преемственность как результат обеспечивает многообразие видов исследовательской деятельности, реализуемых в институциональных и неинституциональных структурах образования по всем образовательным линиям и организационно-структурным компонентам системы непрерывного образования, обеспечивая необходимость и достаточность вариативных образовательных траекторий человека, не ограниченных ни во времени, ни в форме образования.

Принцип вариативности понимается как возможность выбора видов исследовательской деятельности, форм ее организации, образовательных программ, профессиональной образовательной траектории, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Образовательные программы исследовательской деятельности должны быть разработаны на основе принципа вариативности для каждой категории обучающихся, обеспечивая возможность самореализации, выбора вида и направленности исследовательской деятельности в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления и интересами учащегося. Многообразие образовательных программ исследовательской деятельности создают условия для развития личности, самостоятельного творчества, вариативной возможности «расширения» и «пополнения» знаний, разнообразия профессиональных образовательных траекторий.

Указанные принципы организации исследовательской деятельности позволяют решить основные задачи исследовательской деятельности, состоящие в выявлении способных к тому или иному виду творчества учащихся, развитии и усилении мотивации к выбору профессии и дальнейшему обучению, в повышении качества подготовки специалистов, в формировании образовательных траекторий в течение всей жизни путем организации и сопровождения исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности в образовательном процессе системы непрерывного образования.


Библиографическая ссылка

Цибизова Т.Ю. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 20-22;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8488 (дата обращения: 23.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074