Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ)

Столяров С.А. 1
1 Алтайский государственный медицинский университет

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для системы послевузовского и дополнительного профессионального образования врачей

Рецензенты: Г.Н. Царик, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и медицинской информатики, ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, академик РАЕН; Г.И. Чеченин, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный медицинский институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития России, заслуженный работник здравоохранения РФ, заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Международной академии информатизации; Е.П. Жаворонков, доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет»; О.В. Кожевина, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Необходимость разработки и издания настоящего пособия вызвано недостатком учебной литературы, отражающей применение методов менеджмента в здравоохранении. Несмотря на то, что существует большое количество хорошей учебной литературы по управленческим дисциплинам, в ней не достаточно говорится об управлении медицинскими организациями с позиций современного менеджмента, что, в свою очередь отражается на результативности подготовки руководящих кадров организаций здравоохранения Российской Федерации и снижает эффективность их работы.

Советские способы руководства организациями оказались мало приемлемы при ведении коммерческой деятельности, поэтому российские компании стали заимствовать современные способы управления. Не явилось исключением и здравоохранение, где необходимость эффективно управлять хозяйствующим субъектом, постепенно проникает в умы их руководителей.

Переход от командно-административной к рыночной экономике, привел к необходимости изменения парадигмы управления отечественным здравоохранением, т.к. медицинские организации стали функционировать в условиях рыночных отношений. В этих же условиях действуют и государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения. Многие из них оказывают платные медицинские и иные услуги, что можно рассматривать, как элементы ведения предпринимательской деятельности. Бывает так, что они конкурируют, как между собой, так и с медицинскими коммерческими структурами. Большинство медицинских организаций являются полноправными участниками рыночной экономики и могут управляться в соответствии с принципами менеджмента.

Менеджмент здравоохранения, по сути, является набором концепций, правил и приемов, способствующим эффективно вести управление организацией, функционирующей в условиях рынка, и задача менеджера здравоохранения правильно их использовать для достижений целей компании. Здесь большое значение имеет квалификация управленческих кадров, которые, являясь одним из наиболее ценных и значимых в системе ресурсов здравоохранения, обеспечивают результативность и эффективность деятельности, как всей системы охраны здоровья, так и отдельных её структур. В последнее время существенно выросла роль руководителей медицинских организаций и увеличилась их самостоятельность в решении вопросов функционирования и развития, управляемых ими хозяйствующих субъектов, включая улучшение их экономических показателей. Значительно повысилась и степень ответственности управленцев за достижение поставленных целей. В связи с этим назрела необходимость в подготовке современного менеджера здравоохранения, эффективно руководящего медицинскими организациями всех форм собственности.

Для повышения эффективности системы здравоохранения проводится её преобразование и адаптация к современным социально-экономическим условиям и клинико-организационным технологиям XXI века. Одной из тенденций мирового здравоохранения является повышение роли менеджеров с различным уровнем подготовки и, в частности, широкое использование врачебного и сестринского персонала в управлении.

Появление медицинских хозяйствующих субъектов нового типа (центров профилактики, отделений «хирургии одного дня», учреждений медико-социальной помощи, домов сестринского ухода, хосписов и пр.), в которых управление организацией и её персоналом становится функцией медицинской сестры, потребовало подготовки специалистов, которые должны знать не только сестринское дело, но и основы управления организациями в современных условиях, а также уметь руководить персоналом, иными словами быть менеджерами – профессиональными управляющими.

Во времена СССР экономическая подготовка медицинских работников опиралась на изучение политэкономии социализма, а решение экономических проблем, связанных с охраной здоровья, трактовалось именно с этих позиций. В связи с этим знания экономики и управления ряда организаторов здравоохранения оставляют желать лучшего и для повышения эффективности своей работы, последние стремятся получить экономическую подготовку. Однако программы обучения экономическим дисциплинам во многих вузах России ориентированы больше на предприятия промышленности, торговли, сельского хозяйства и мало адаптированы к особенностям здравоохранения. Для эффективного управления здравоохранением требуется некий сплав знаний медицины и экономики, требующий особого подхода к обучению менеджеров здравоохранения, которые должны не только знать врачебное или сестринское дело, но и быть лидером – оказывать влияние на людей и вести их за собой, используя в своей управленческой деятельности весь арсенал методов менеджмента.

Для обучения организаторов здравоохранения основам менеджмента и предназначено данное учебное пособие, где на пропедевтическом уровне (в сжатой и элементарной форме) изложены основные моменты менеджмента, предваряющие более глубокое изучение данной дисциплины. Написание пособия в данной форме, обусловлено эклектическим подходом (от общего к частному) к преподаванию дисциплин, который давно применяется в медицинских Вузах. Предлагаемое вниманию читателей пособие не заменяет отдельные руководства, посвященные углубленному изучению дисциплин, связанных с менеджментом, а направлено на лучшее восприятие их взаимосвязей.

Еще одним моментом, определяющим логику изложения материала, является тот момент, что не все лица, получившие подготовку по менеджменту, будут работать в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Практика показывает, что многие люди, находят свое место в компаниях, продающих медицинскую технику и медикаменты, а также оказывающих оздоровительные услуги, реализовав себя в должностях менеджеров, маркетологов и специалистов по рекламе. Ряд студентов, обучающихся менеджменту, уже работают или планируют устроиться на должности в организациях, вообще не связанных с оказанием медицинских услуг. Именно поэтому автор попытался изложить менеджмент не только с позиций управления здравоохранением, но и с точки зрения общего и производственного менеджмента, так как неизвестно, где будет работать будущий менеджер – неисповедимы пути господни.

Хочется верить, что применение способов эффективного управления медицинскими организациями в условиях рыночной экономики, поможет их руководителям лучше ориентироваться в путях и методах решения множества проблем, возникающих перед менеджерами, а, значит, действенно управлять хозяйствующими субъектами здравоохранения.

Учебное пособие предназначено для интернов, ординаторов и врачей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования, по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и соответствует современному уровню развития управления здравоохранением.


Библиографическая ссылка

Столяров С.А. МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-2. – С. 133-134;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8545 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674