Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕХНОЛОГИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Макарова Е.Е. 1
1 МАОУ СОШ №19
1. Самоопределение личности. Педагогический словарь/ Словари и энциклопедии на Академике // Электронный ресурс / http://pedagogical.academic.ru/699/самоопределение личности.
2. Основная образовательная программа начального общего образования // Электронный ресурс / http://www.school19.tomsk.ru/official/fgo.
3. Создание условий для успешной социализации учащихся на стадии формирования профессиональных намерений: инновационный проект // Электронный ресурс/ http://www.school19.tomsk.ru/development/development1/plan.
4. Макарова Е.Е., Суркова, Н.А. Профессиональное самоопределение и целеполагание личности. Карьера и творческая самореализация. – Вып. 1. – Томск: В-Спектр, 2013. – 288 с.

Самоопределение – абсолютно сознательная активность личности по выявлению и отстаиванию отчетливо субъектной позиции в ситуациях, не имеющих жестко нормативных решений. Самоопределение личности является не набором локальных решений, а представляет собой базово-стилевой способ реагирования на разнообразные жизненные обстоятельства, своего рода образ жизни [1].

Технология самоопределения учащегося, представленная автором как приложение к Основной образовательной программе школы (в качестве элемента системы индивидуализации образовательного пространства), представляет собой модель самопроектирования или проектного самоисследования учащегося на всех уровнях школьного образования [2]. Данная технология разработана и реализуется в проекте «Создание организационно-педагогических условий для успешной социализации учащихся на стадии формирования профессиональных намерений» [3].

Дорожная карта образовательных траекторий (так называется технология) представляет собой подробную картину личностных выборов – вариантов самоопределения и самореализации личности (область мотивации и конкретизации её личностных и метапредметных результатов). Выбирая точки сборки – занятия, интересы, дело для души и духа, достижения и окружения, ученик сначала формирует образ Я – позицию: ядро личности (принципы), ценности, мировоззрение. Этот образ он намерен воплощать в основных перспективах самореализации (место – куда уходит время жизни): физическое и психическое здоровье, семья, дело как способ реализации и развития способностей, дело для реализации и развития таланта, отдых как время для рефлексии. Так он делает предположение себя – «самопроектирую, самообразуюсь». Исходные, планируемые на текущий год и фактические результаты по окончанию года ученик фиксирует в бланках портфолио.

Бланк ИОТ (индивидуальная образовательная траектория) фиксирует отправные точки (точки сборки). Они являются ключевыми пунктами самоопределения и самореализации личности, образуя её Путь и обосновывая образовательную траекторию. ИОТ определяет вектор – направленность личности, персональный путь реализации личностного потенциала, свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования. Индивидуальная образовательная траектория, собственно, образовывает личность. Формирование понятийного аппарата и навыки самопроектирования в образовательной модели школы происходят, прежде всего, в процессе обучения по сквозному курсу «Я – система в системе мира», на классных часах, во время консультаций психологов [4].

Профессиональная социализация – часть процесса социализации. Наёмный труд или профессиональный труд предпринимателя занимают большую часть времени жизни человека. Счастье и здоровье человека зависят от того, насколько правильный для себя выбор профессиональной траектории будет сделан. Сопровождение процесса социализации невозможно планировать фрагментарно: начальная школа, отдельно – основная школа и т.д. Поэтому все бланки портфолио выдаются родителям первоклассников полностью – для того, чтобы

а) родители представляли системно образовательный процесс, направленный на самоопределение и самореализацию их ребёнка;

б) для возможности своевременно удовлетворять запросы родителей и учеников на информирование, консультации, разрешение спорных моментов.

Таким образом, каждый желающий родитель и ученик становится активным участником исследования и эксперимента. Для того, чтобы стадия профессионального самоопределения прошла успешно, чтобы формирующаяся личность определилась с выбором профессии, профессиональные намерения должны формироваться осознанно на протяжении всего школьного возраста. Отслеживая по дорожной карте образовательных траекторий ежегодно свои интересы, изучая способности и пробуя себя в разной деятельности, к выпускному классу у личности вырисовывается направление главного дела жизни – профессии. Так, выбор дальнейшего образования, места его получения, факультета и специальности формируется осознанно.


Библиографическая ссылка

Макарова Е.Е. ТЕХНОЛОГИЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-2. – С. 193-194;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8608 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674