Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

Кузнецова А.Я. 1
1 Новосибирский государственный педагогический университет
1. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект. Новосибирский государственный педагогический университет. – Новосибирск, 2006. – 202 с.
2. Кузнецова А.Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 188-191.
3. Кузнецова А.Я. Инновационный потенциал когнитивной теории личности в философии образования // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 77-78.
4. Кузнецова А.Я. Философский анализ гуманистических идей образования в контексте современного научного мировоззрения // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 61-62.
5. Кузнецова А.Я. Функциональные основания современной философии образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 85-86.
6. Рабочая концепция одаренности / Федеральная целевая программа «Одаренные дети» / – 2-е изд., расш. и перераб. / Под ред. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. – М., 2003. – 95с.

На современном этапе возрастает роль человеческого фактора и его основы – интеллектуального капитала в культурном строительстве общества. В то же время интеллектуальный ресурс общества имеет естественный источник в виде природного интеллекта индивидов [1]. Развитие и формирование природного интеллекта осуществляется в процессе образования. Использование интеллекта человека в процессе деятельности ученых, инженеров, конструкторов, техников, других специалистов, высококвалифицированных рабочих приводит к накоплению интеллектуального потенциала цивилизации. Одной из основных проблем воспроизводства интеллектуального капитала остаётся развитие интеллекта в процессе образования [5].

Богатство страны строится на собственных природных ресурсах, главным из которых является человек. В период инновационного развития общества условием инновационности становится воспитание человека, осознающего стремление к собственному личностному развитию [4]. Усиление роли человеческого фактора в обществе требует особого внимания к выявлению и развитию одарённости индивида в процессе образования. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Характер, уровень и качественное своеобразие развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [6]. Человеческий фактор в виде личностных характеристик и профессиональных компетенций каждого индивида всё более становится определяющим в инновационном преобразовании жизни общества. Формирование личностных и социально значимых качеств с раннего детства сопряжено с систематической целенаправленной работой, выявлением и развитием детской одарённости, начиная с дошкольного детства.

Задача развития детской одарённости актуализируется в связи с переходом общества на путь интенсивного развития, в период смены технологических укладов. Диалектика развития системы дошкольного образования как элемента отечественной культурной традиции состоит том, что его качество зависит от инновационного развития общества и одновременно обеспечивает его [2]. Развитие интеллектульных предпосылок в раннем детстве увеличивает возможность роста интеллектуального капитала общества [3]. От своевременности начала работы по дальнейшему развитию одарённости зависит обеспеченность общества одарёнными компетентными специалистами, успешными в общественно значимых областях жизни, способными составить человеческий капитал общества.


Библиографическая ссылка

Кузнецова А.Я. РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-4. – С. 586-586;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8648 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674