Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ТВОРЧЕКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (СМОТРИ И СЛУШАЙ): LEARN ENGLISH CREATIVELY BY WATCHING AND LISTENING (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ)

Антонова Ю.Г. 1 Сомова С.В. 1
1 Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Учебно-методическое пособие «Learn English Creatively by Watching and Listening» содержит авторские разработки к аудиоматериалам, документальным и художественным фильмам, созданные преподавателями кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношений Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Актуальность пособия определяется его значимостью для образовательного процесса, так как предложенные материалы способствуют формированию и развитию компетенций обучающихся, заложенных во ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900 – «Международные отношения» и 050100 – «Педагогическое образование» (профиль – История и английский язык).

Среди требований, предъявляемых к выпускникам вышеназванных направлений, образовательный стандарт выделяет ряд общекультурных компетенций, таких как: умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициями и др. Использование учебно-методического пособия «Learn English Creatively by Watching and Listening» в преподавании дисциплин на иностранном (английском) языке позволяет развивать отмеченные общекультурные компетенции наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками. Для бакалавров направления подготовки 031900 – «Международные отношения» и 050100 – «Педагогическое образование» (профиль – История и английский язык) профессионально-значимыми компетенциями, формируемыми с помощью предлагаемого пособия, являются знание и активное владение, как минимум двумя иностранными языками; умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов; умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы; владение основами речевой профессиональной культуры; способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и др.

Таким образом, авторы пособия ставят целью не только развитие языковых компетенций студентов во всех видах речевой деятельности (чтении, аудировании, говорении и письме), но и формирование профессиональной, творческой и лингвосоциокультурной компетентности обучающихся, то есть способности творчески использовать иностранный язык, в том числе в профессиональной деятельности (международные отношения, сфера образования), с учетом особенностей его функционирования в иноязычной культуре. Название пособия «Learn English Creatively by Watching and Listening» подчеркивает основные виды деятельности, в рамках которых происходит развитие вышеназванных компетенций, а также использование творческого подхода к формированию личности будущего специалиста. Пособие мотивирует студентов к профессиональному развитию, просмотру и интерпретации аутентичного аудио- и видеоконтента на иностранном языке. Среди языковых задач, которые позволяет решать пособие, развитие умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письма; расширение лексического запаса; углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков использования грамматических структур; обучение составлению отзыва о фильме, написанию эссе по профессионально-значимой проблематике; обучение сравнительному анализу произведения и его экранизации.

Пособие «Learn English Creatively by Watching and Listening» состоит из 11 разделов: Американские президенты; Права человека; Королевская семья и политические лидеры Великобритании; Выдающиеся личности; Знаменитые писатели; Экранизация классических литературных произведений; Общечеловеческие ценности; Обычаи и традиции англоязычных стран, Культурные столицы; Вопросы международных отношений; Актуальные проблемы современности.

Пособие включает разработки уроков по обсуждению художественных и документальных фильмов, лекций и новостных репортажей на английском языке. Предусматривается, например, обсуждение художественных фильмов «Железная леди» (о премьер-министре Великобритании Маргарет Тэтчер), «Королева», «Елизавета: золотой век», «Король говорит», «Диана» (о членах королевской семьи), «Линкольн», «Бобби» (о президентах США), документальных фильмов «Америка Обамы», «Шекспир», «Диккенс»; предлагается прослушивание лекций на темы «Политика безопасности», «Оружие массового поражения», «Проблемы окружающей среды» с последующим выполнением заданий и высказыванием собственного мнения по проблеме, прослушивание выступлений выдающихся политиков, президентов. Пособие предполагает просмотр фильмов и прослушивание репортажей по общественно-политической тематике, например, «Прислуга» (о правах человека), фильмов о достопримечательностях и музеях Лондона и Нью-Йорка. Тематика подобранных материалов соответствует стандарту и соотносится с тематикой практических занятий по английскому языку.

Поурочные планы содержат задания лексического и грамматического характера, которые помогают адаптировать материал для просмотра и прослушивания, творческие задания и критические статьи, которые способствуют формированию социокультурной и дискурсивной компетенций и развивают умение формулировать оценочные суждения о просмотренном и прослушанном. Типология заданий разнообразна: заполнение пропусков при прослушивании, продолжение предложений, ответы на вопросы, составление плана, резюме, краткого пересказа, высказывание по проблематике с выражением собственного мнения, самостоятельный поиск информации по заданию и др. На усмотрение преподавателя разработки могут быть использованы как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.

Апробирование материалов в ходе практических занятий по английскому языку на 1–5 курсах позволило учесть интересы студентов и замечания преподавателей, в соответствии с которыми в пособие были внесены коррективы.

Аутентичные аудио/видео материалы при условии организации методически грамотной работы с ними обладают большими потенциальными возможностями для решения образовательных задач. Будучи информативными и насыщенными в языковом отношении, они создают атмосферу реальной языковой коммуникации и способны обеспечить успешное восприятие обучающимися иноязычной речи, повысить их мотивацию к изучению иностранного языка. Использование инновационных форм организации учебных занятий по английскому языку с применением ИКТ и ТСО сегодня приобретает особую важность, так как позволяет обеспечить высокий уровень развития креативности личности, активизации ее творческого потенциала. Подобными качествами, позволяющими творчески и продуктивно подходить к любым изменениям, должен обладать человек, стремящийся к успешной профессионально-личностной самореализации, поскольку именно творческий специалист становится востребованным в современных условиях развития общества.


Библиографическая ссылка

Антонова Ю.Г., Сомова С.В. ТВОРЧЕКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (СМОТРИ И СЛУШАЙ): LEARN ENGLISH CREATIVELY BY WATCHING AND LISTENING (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ АУДИРОВАНИЮ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-1. – С. 97-98;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8733 (дата обращения: 15.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074