Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,757

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Мишина Т.Н. 1
1 АНО ВПО Северо-Кавказский филиал Московского гуманитарно-экономического института
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. – СПб.: Речь, 2005. – 436 с.
2. Кошарная Г.Б., Рожкова Л.В. Модернизация ценностей современной студенческой молодёжи // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 91–103.
3. Мишина Т.Н. Психологическая культура вуза. Монография. – Минеральные Вод: Полиграфпром, 2012. – 224 с.

Необходимость изучения вопросов минимизации психологических трудностей студенческой семьи и активизации её интеллектуально-образовательного потенциала, оптимизации духовных, нравственных основ отношений в молодых семьях, делают данное исследование актуальным [1].

Целью работы являлся анализ теоретического и практического аспекта проблемы изучения психологических особенностей студенческой семьи.

Студенческая семья является особым типом молодой семьи (возраст супругов не более 28 лет, стаж семейной жизни не превышает 5 лет), в которой оба супруга являются студентами дневного отделения высшего учебного заведения, их основной деятельностью является учёба, при этом социальное положение ограничено временем обучения. К специфическим характеристикам студенческой семьи можно отнести: духовно-нравственное единство супругов; социальную направленность жизненных устремлений; демократичность супружеских отношений; кооперацию в распределении семейных обязанностей; совместное проведение досуга; оптимальный возраст вступления в брак; благоприятную историю добрачных отношений; ответственное отношение супругов к учёбе; недостаточную подготовленность к семейной жизни; отсутствие умений эффективного взаимодействия и разрешения конфликтов; практическое отсутствие самостоятельных материальных источников жизнеобеспечения; высокую зависимость от родителей; материальные трудности, трудности, связанные с рождением и воспитанием детей; стеснённые жилищные условия, плохо налаженный быт; дефицит свободного времени [2].

Семейное поведение студенческой молодёжи определяется как потребность в браке, сексуальной жизни, в детях и родительстве, что в совокупности характеризует потребность в семье. Добрачные представления о семейной жизни у молодёжи основываются чаще всего на опыте родительской семьи, друзей, знакомых. Однако этих представлений явно не достаточно, ибо зачастую они неполны, разрознены. Вступая в брак, молодые люди переходят в новое не только социальное, но и психологическое состояние. Оно определяется, прежде всего, тем, что происходит пересмотр добрачных представлений о браке и семье с учётом реальности. Немало юношей и девушек (почти треть) вообще не имели никаких представлений о том, какой должна быть семья, не имели ни идеальных, ни реальных образцов для подражания.

Трудности, которые испытывает значительная часть семейных студентов при разрешении совместных проблем, возникают как раз из-за плохой подготовленности к семейной жизни. Несоответствие между представлениями, ожиданиями и реальной жизнью не может не сказываться на удовлетворённости браком. К примеру, по мнению семейных студентов, они достаточно хорошо теоретически представляли себе, как рационально вести домашнее хозяйство (40,4 % девушек и 52,1 % молодых людей), но на практике это получается хорошо далеко не у каждого (лишь 29,7 % и 36,7 % соответственно)».

У молодёжи существует много возможностей для освоения ролей мужа и жены в добрачный период. Но их осуществление зависит от установок студентов на создание семьи, от осознанности ими значения целенаправленной подготовки к семейной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи в условиях вуза представляет собой, с одной стороны, процесс взаимодействия сопровождающего (структурные подразделения, специалисты вуза) и сопровождаемого (студенческая семья), а с другой, комплексный метод создания условий для принятия субъектом развития (студенческой семьей в целом, студентами-супругами) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [3]. Своеобразие психологических особенностей студенческих семей заключается прежде всего в специфике системы ценностно-мотивационной и коммуникативной сфер личности супругов. Исследование, проведённое в рамках опытно-экспериментального этапа, показало, что социально-психологический климат в студенческих семьях стал более позитивным, стала значительно выше удовлетворённость браком, также повысился уровень развития способностей к семейной жизни и к воспитанию детей, в ситуации конфликта студентами-супругами стали чаще использоваться стратегии «сотрудничество» и «компромисс». В лучшую сторону изменился уровень коммуникативной толерантности, а также упрочилась система ценностей студентов-супругов, в которой преобладают счастье в семейной жизни, любовь, ответственность, заботливость и другие позитивные качества.

В целом коммуникативная направленность в студенческих семьях изменилась в лучшую сторону, в общении супругов-студентов стало больше проявлений толерантности; была отмечена положительная динамика супружеских отношений и оценки брака. По результатам всех экспериментальных методик получена положительная динамика.

В целом по результатам исследований можно сформулировать следующий вывод: студенчество – это период становления личности, когда закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Современная молодёжь стремится к социально-экономическому самоутверждению: быть здоровой; получить хорошее образование, как возможность приобретения в будущем престижной профессии, работы; достижения социального успеха и материального благополучия. В то же время, слабая социально-психологическая готовность молодых людей к супружеству и семейной жизни, психологические перегрузки и повышенные требования к брачному партнёру нередко приводят к конфликтам, которые разрушают семейные устои.

Данные исследования позволили разработать рекомендации для психологов вузов и кураторов студенческих групп:

1. Целенаправленно вести психологическую подготовку студенческой молодёжи к будущей семейной жизни.

2. Разрабатывать и реализовывать на базе отдельных факультетов и вуза в целом систему психолого-педагогического сопровождения студенческой семьи.

3. Осуществлять систематическую работу по психопрофилактике конфликтов в молодых семьях.

4. Создавать и поддерживать у студентов систему ценностей, значимых в семейной жизни.

Полученные результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования психологических особенностей студенческой семьи. Вместе с тем оно ставит и ряд новых проблем, требующих дальнейшего теоретического исследования.


Библиографическая ссылка

Мишина Т.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 693-694;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8826 (дата обращения: 27.02.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074