Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хамзина Ш.Ш. 1
1 Инновационный Евразийский университет

Эффективность экологической подготовки учителя определяется уровнем достижения смыслового единства и сопряжения методологических основ экологического образования и учебно-методического обеспечения экологической подготовки учителя и экологического образования школьников.

Это означает, что основные концептуальные идеи и принципы экологического образования, отраженные в его методологии, программном и учебно-методическом обеспечении должны найти свое отражение в системе экологической подготовки учителя.

Нами разработан учебно-методический комплекс, включающий:

● «Экология и устойчивое развитие» – учебное пособие;

● «Экология и устойчивое развитие» (методико-дидактические материалы для учителя);

● «Город и окружающая среда» учебное пособие для учителя (региональный компонент);

● Экология и устойчивое развитие (информационно-развивающие задания для учащихся);

● книга для чтения «Ученые – экологи»;

● «Водные ресурсы Павлодарской области, их охрана и рациональное использование» учебное пособие.

При разработке данного комплекса была определена ключевая идея, такая как идея системности.

Идея системности прослеживается в содержании всех материалов учебно-методического комплекса, начиная с определения экологии как интегративной науки, изучающей функционирование живых систем и их взаимодействия с окружающей средой, структуры учебных пособий, построенной в логике изучения живых систем разного уровня организации (аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология и др.) и различных направлений современной экологии (социальная экология, экология человека, урбоэкология и др.) и заданий для учащихся информационно-развивающего характера и практической деятельности.

При разработке учебно-методического комплекса в целом и учебных пособий по экологии в большой степени в качестве ключевых принципов, мы выделили следующие:

● принцип интеграции – экология является наукой интегративной;

● принцип вариативности – ориентации на специфику учителя-предметника;

● принцип проблемности – многовариантность научного осмысления интерпретации одной и той же экологической проблемы разными научными школами, разными учёными;

● принцип региональности – реализация краеведческого подхода как дидактического синтеза познавательного и элюционального образования.

Реализация разработанной программы (УМК) экологической подготовки учителя сегодня может стать мощным внутреннем стимулятором развития профессионализма и педагогического мастерства учителя любой предметной области.

Среди перспективных направлений деятельности в области создания методико-дидактического комплекса образовательной области «Экология» можно определить следующие:

● создание базы видеоматериалов по образовательной области «Экология и устойчивое развитие»;

● создание базы компьютерных обучающих технологий в области экологического образования;

● разработка системы педагогических технологий в области экологического образования.

Исходя из выше изложенного в нашем исследовании экологическая подготовка учителя в системе постдипломного образования может быть представлена как открытая, гибкая, адаптивная и динамичная образовательная система.


Библиографическая ссылка

Хамзина Ш.Ш. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-5. – С. 718-719;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8845 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674