Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,431

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ ПО ПРОЕКТУ «АДАПТАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ ПЕРВОКУРСНИКА»

Степенко В.А. 1 Кищенко В.А. 1 Николаева И.И. 1
1 Технический институт филиал ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Данная работа направлена на студентов первого курса во время адаптационного периода. Рассмотрены такие понятия как: адаптация, социальная адаптация, проблемная ситуация. Выявлены причины проблем с адаптацией студентов к социальной образовательной среде института. Разработан и проведен проект «Адаптационный лагерь первокурсника» с целью решения данных проблем. Организованы и проведены необходимые мероприятия, для повышения адаптации и мотивации к обучению. Проведено анкетирование среди первокурсников на выявление эффективности проведенной нами работы.
адаптация
социальная адаптация
проблемная ситуация
первокурсники
адаптационный лагерь
1. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.
2. Николаев В.Н., Лещина О.А. Особенности работы по социально-психологической адаптации студентов вуза как фактор сохранения психологического здоровья // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. – 2012. – С. 91-98.
3. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

Актуальность данной работы заключается в том, после одиннадцати лет обучения в школе выпускники испытывают определенные трудности во время адаптационного периода в ВУЗ-ах. Это происходит по ряду причин: недостаточная информированность абитуриентов об особенностях обучения в вузе; отсутствие мотивации к обучению и самостоятельному труду; новый коллектив, обстановка; новые задачи и обязанности; перестройка времени учебного процесса; ужесточение требований к выполнению образовательной программы, большой объем внеаудиторной самостоятельной работы, который определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно рабочей программы учебных дисциплин высшего образования.

Исходя из выше перечисленных причин трудностей во время адаптационного периода первокурсников, на базе Совета Обучающихся по Качеству Образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, нами был разработан проект «Адаптационный лагерь», направленный на помощь студентам в решении данных проблем.

«Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой» [3]. Этот процесс осуществляется на уровнях: биологическом, психологическом, социальном. При переходе со школы в ВУЗ и ССУЗ процесс адаптации осуществляется на социально-образовательном уровне.

«Социальная адаптация – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой личность, выстраивает новые психологические или социальные микроотношения» [1]. Проблемная ситуация – толчок к процессу социальной адаптации, она возникает при несоответствии прошлого опыта человека требованиям новой социальной ситуации. «Несоответствие возникает при использовании стереотипов поведения, что приводит не к успешной деятельности, а к отдалению от поставленной цели и желаемого результата» [1].

Как известно, «чем студент успешнее адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с очередным этапом социально-психологической адаптацией» [2, с. 91]. Для облегчения процесса адаптации у первокурсников и помощи в решении проблемных ситуаций, Советом Обучающихся по Качеству Образования были организованы мероприятия адаптационного лагеря с 31 августа по 4 сентября 2015 года на базе ТИ (ф) СВФУ, которые отражены в таблице (см. таблицу).

Цель Адаптационного лагеря: способствовать успешной адаптации студентов-первокурсников к студенческой жизни в вузе.

Задачи проекта:

1. Организовать посещение студентами первого курса адаптационного лагеря в течение 5 дней;

2. Провести в рамках лагеря работу по подготовке к обучению в институте;

3. Ознакомить первокурсников с внеучебной, учебной и научной деятельностью института;

4. Провести занятия по адаптации к студенческому коллективу;

5. В рамках экскурсии ознакомить студентов с расположением учебных корпусов, библиотек, спортивных комплексов;

6. Подвести итоги проведенных мероприятий с помощью конкурсной игры;

7. Провести анкетирование на выявление степени удовлетворенности первокурсников программой адаптационного лагеря. Обработать результаты;

8. По окончанию Адаптационного лагеря выявить эффективность его деятельности в адаптации первокурсников с помощью анкет.

Целевая группа: обучающиеся первого курса.

Механизм реализации деятельности Проекта:

1. Разработка проекта и составление программы адаптационного лагеря.

1. Создание рабочей группы по проекту.

2. Разработка программы Адаптационного лагеря.

3. Разработка и проведение плана встречи тьюторов для ознакомления с программой лагеря и распределением обязанностей.

Правила Адаптационного лагеря:

1) посещение первокурсниками Адаптационного лагеря обязательно;

2) первокурсникам следует воспринимать тьютора как наставника;

3) запрещается: сквернословие, азартные игры; курение в не отведенных для этой цели местах; употребление спиртных и даже слабоалкогольных напитков; нанесение урона материально-технической базе Технического института (порча инвентаря, оборудования; мебели, стен, пола, настенная и настольная живопись, замусоривание помещений и территории); вынос какого-либо имущества без наличия материального пропуска и разрешения службы безопасности.

Таблица мероприятий Адаптационного лагеря первокурсника

День

Дата

Время проведения

Вид деятельности/Мероприятие

1

31.08.15

12.45-13.45

Экскурсия.

13.45-14.00

Кураторский час.

2

01.09.15

15.15-15.45 (1-2 группа)

15.45-16.15 (3-4 группа)

Время знакомства («Снежный ком» «Таймер», Рефлексия).

15.15-15.45 (3-4 группа)

15.45-16.15 (1-2 группа)

Беседа об учебном процессе (стипендия, расписание занятий, особенности учебного процесса, понятия: семинар, СРС, БРС, аттестация).

3

02.09.15

15.20-16.30

Беседа о деятельности ВУР ТИ (приглашены специалисты ВУР, ведущий психолог, студенческие коллективы, студпрофком и т.д.).

4

03.09.15

10.40-11.20 (ЭТ, ГД, ППО)

15.20-16.00 (ПМ, ПГС, ПТ, ЭС, ОФ)

Беседа о научном направлении ТИ, научно-исследовательской деятельности студентов + ФВ (физ. воспитание).

Беседа о СОКО (Студенческое Общество Качества Образования).

Информация о сайте ТИ,

виртуальной образовательной среде, функциях старост и куратора.

5

04.09.15.

15.30-17.00

Итоговая (конкурсная) игра:

• Вступление

• Игра «Командные качества»

• Логическая викторина

• Игра «Крот»

• Викторина о ТИ

• Игра на внимательность;

• Тест

• Смешная викторина

• Рефлексия.

После проведенных мероприятий, студентам было предложено пройти анкетирование, в котором были включены вопросы по качеству и эффективности работы Адаптационного лагеря. По итогам анкетирования мы выявили:

Из 120 студентов посещали Адаптационный лагерь – 71 %, не посещали – 29 %

Студенты не посещали адаптационный лагерь по следующим причинам (см. диаграмму).

step1.tiff

Диаграмма

Процент посещаемости мероприятий по данным анкетирования, следующий:

Экскурсия – 79 %;

Беседа об учебном направлении – 77 %;

Беседа о внеучебном направлении – 71 %;

Беседа о научном направлении – 63 %;

Игры на знакомство – 65 %;

Игры, викторина к закрытию адаптационного лагеря – 58 %

Самыми запоминающимися мероприятиями, по мнению первокурсников, стали следующие: игры на знакомство, беседа о внеучебной деятельности института, игры-конкурсы, викторины к закрытию лагеря.

Информация, которую получили студенты во время посещения мероприятий, по степени важности была распределена следующим образом:

1) информация о стипендии;

2) информация о расписании занятий;

3) информация о сайте института, виртуальной образовательной среде;

4) информация о творческих коллективах, внеучебной деятельности;

5) информация, полученная во время экскурсии;

6) информация об одногруппниках и однокурсниках, полученная во время игр на знакомства;

7) информация о материальной помощи;

8) информация о функциях старост и кураторов групп;

9) информация о научном направлении, научно-исследовательской деятельности студентов;

Подводя итоги нашей работы, следует отметить, что большинство студентов считают проект «Адаптационный лагерь первокурсника» интересным и полезным, и только пять человек посчитало лагерь не интересным. Кроме того студенты отметили важность и качество полученной информации об институте и его деятельности. А так же, данная программа помогла студентам успешно адаптироваться в новой образовательной среде, испытывая при этом минимум трудностей.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что созданный нами проект, на базе Совета Обучающихся по Качеству Образования ТИ (ф) СВФУ им. М.К. Аммосова «Адаптационный лагерь первокурсника» является эффективной помощью первокурсникам в процессе социально-психологической адаптации к обучению в вузе. Хочется подчеркнуть, что успешное прохождение адаптационного процесса поможет первокурсникам благополучно пройти этот новый и нелегкий период.


Библиографическая ссылка

Степенко В.А., Кищенко В.А., Николаева И.И. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ В ВУЗЕ ПО ПРОЕКТУ «АДАПТАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ ПЕРВОКУРСНИКА» // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 12-3. – С. 329-331;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9120 (дата обращения: 19.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074